знает, когда в нем нет неподвижности и
сонливости: нет но мне неподвижности и сонливости...
Он знает, когда в нем существуют волнение и угрызения совести: волнение и
угрызения совести существуют во мне. Он знает, когда в нем нет волнения и
угрызений совести: волнения и угрызений совести нет во мне...
Когда существует в нем сомнение, знает он: сомнение существует во мне. Когда
нет в нем сомнения, знает он: сомнения нет во мне. И как дело доходит до
возникновения не возникавшего сомнения, также знает он; как дело доходит до
подчинения возникшему сомнению, также знает он; и как сделать, чтобы впредь не
возникало сомнения, которому он подчинился, и это знает он.
Так, находясь внутри объектов ума, пребывает он в созерцании объектов ума;
или он находится снаружи объектов ума в созерцании объектов ума; или он
находится внутри и снаружи объектов ума в созерцании объектов ума. Созерцая вещи
в их возникновении, пребывает он в объектах ума; созерцая вещи в их
исчезновении, пребывает он в объектах ума; созерцая вещи в их возникновении и
исчезновении, пребывает он в объектах ума. 'Вот объекты ума!' — так его внимание
устремлено к настоящему, только пока оно служит познанию, служит внимательности.
Независимым живет он, и ни к чему в мире он не привязан.
Так, о монахи, находясь в объектах ума, пребывает монах в созерцании объектов
ума.
[5 групп привязанностей:]
'И далее, о монахи, вот, созерцая объекты ума, находится монах в объектах
ума, а именно: в пяти группах привязанностей. Как же теперь, о монахи, находясь
в объектах ума, а именно, в пяти группах привязанностей, пребывает монах в
созерцании объектов ума?
Вот, знает монах: таково телесное; таково возникновение телесного; таково
угасание телесного; таково чувство, вот таково возникновение чувства, таково
угасание чувства, таково восприятие, таково возникновение восприятия, таково
угасание восприятия; таковы формы ума, таково возникновение форм ума, таково
угасание форм ума; таково сознание, таково возникновение сознания, таково
угасание сознания. Так пребывает он внутри объектов ума... Так, о монахи,
находясь в объектах ума, а именно: в пяти группах привязанностей, пребывает
монах в созерцании объектов ума'.
[Шесть основ чувств:]
'И далее, о монахи, вот, находясь в объектах ума, а именно: в шести основах
чувств, пребывает монах в созерцании объектов ума.
Как же теперь, о монахи, находясь в объектах ума, а именно: в шести основах
чувств, пребывает монах в созерцании объектов ума?
Вот, о монахи, познает этот монах глаз, и познает он объекты зрения; и какие
оковы возникают, обусловленные этими двумя, также и это познает он. Как дело
доходит до возникновения не возникавших оков, также и это познает он; как дело
доходит до подчинения возникшим оковам, также и это познает он; и как впредь
более не появляется подчинение оковам, также и это познает он.
Так, находясь внутри объектов ума, пребывает он в созерцании объектов
ума...'.
[7 членов просветления:]
'И далее, о монахи, вот пребывает монах в созерцании объектов ума, находясь в
объектах ума, а именно: в семи членах просветления.
Как же теперь, о монахи, пребывая в созерцании объектов ума, находится монах
в объектах ума, а именно: в семи членах просветления?
Вот, о монахи, знает этот монах, когда в нем существует член просветления —
внимательность: член просветления — внимательность присутствует во мне. Он
знает, когда в нем нет члена просветления — внимательности: член просветления —
внимательность отсутствует во мне. Как происходит возникновение не возникавшего
члена просветления — внимательности также знает он; как происходит развитие и
завершение возникшего члена просветления — внимательности, также и это знает он.
Он знает, когда в нем существует член просветления — проникновение в учение
... член просветления — энергия... член просветления — восторг... член
просветления — спокойствие... член просветления — сосредоточенность... член
просветления — уравновешенность: член просветления — уравновешенность
присутствует во мне. Как происходит возникновение не возникавшего члена
просветления — уравновешенности, и это знает он; как происходит развитие и
завершение возникшего члена просветления — уравновешенности, также и это знает
он.
Так, находясь внутри объектов ума... Вот так, о монахи, находясь в объектах
ума, пребывает монах в созерцании объектов ума, а именно: семи членов
просветления'.
[Четыре истины:]
'И