Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 1.

далее, о монахи, вот, находясь в объектах ума, пребывает монах в

созерцании объектов ума, а именно: четырех благородных истин.

Как же теперь, о монахи, находясь в объектах ума, пребывает монах в

созерцании объектов ума, а именно: четырех благородных истин?

Вот, о монахи, знает этот монах в соответствии с истиной: это страдание;

знает он в соответствии с истиной: это возникновение страдания; знает он в

соответствии с истиной: это прекращение страдания; знает он в соответствии с

истиной: это путь, ведущий к прекращению страдания. Но что же такое, о монахи,

благородная истина о страдании? Рождение есть страдание, старость есть

страдание, смерть есть страдание, заботы, горести, боль, печаль, отчаяние — все

это страдание; соединение с нелюбимым есть страдание; не соединение с любимым

есть страдание; не достигнуть желаемого — это страдание; короче говоря, пять

групп привязанностей суть страдание.

Теперь, о монахи, что же такое рождение? Проявление сущности в том или другом

виде, происхождение — зачатие, вступление в существование, появление групп

существования, обретение органов чувств — это называется рождением. Теперь, о

монахи, что же такое старость? То, что происходит с этой и с другой сущностью, с

тем или другим видом сущности — старость есть дряхлость, выпадение зубов, седые

волосы и морщины, иссякшие жизненные силы, угасшие органы чувств — это

называется старостью.

Теперь, о монахи, что же такое смерть? То, что бывает, когда та или иная

сущность покидает тот или иной вид существования — конец, растворение,

исчезновение, гибель, умирание, прекращение жизни, распад групп существования,

разложение трупа — это называется смертью.

Теперь, о монахи, что же такое забота? То, что вызвано смутившим нас

вожделением или страданием, есть забота — тревога, беспокойство, внутренняя

тревога, внутреннее беспокойство — это называется заботой. Теперь, о монахи, что

же такое горе? То, что вызвано тем или иным смутившим нас вожделением или

страданием — несчастье и сожаление, горести и жалобы, состояние несчастья и

сожаления — это называется горем.

Теперь, о монахи, что же такое боль? То, что болезненно и неприятно для тела,

что обусловлено телесными впечатлениями, как болезненное и неприятное чувство,

эго называется болью.

Теперь, о монахи, что же такое печаль? То, что вызывает душевную боль и

неприятное чувство, то, что вызвано душевными впечатлениями и порождает

болезненное и неприятное чувство; это называется печалью. Теперь, о монахи, что

же такое отчаяние? То, что вызвано каким-нибудь смутившим нас вожделением или

страданием — безотрадность и безнадежность, безотрадное и безнадежное состояние

духа, — это называется отчаянием.

Теперь, о монахи, что же такое страдание в соединении с нелюбимым? То, что

является нежелательным, безотрадным, неприятным: формы, звуки, запахи, вкусы,

прикосновения, мысли; или сущность, по отношению к которой мы испытываем стыд,

злобу, неприязнь, ненадежность — встреча с такими, совместное пребывание, связь,

соединение с ними — это страдание в соединении с нелюбимым.

Теперь, о монахи, что же такое страдание в разлуке с любимым? То, что

является желаемым, приносящим радость, приятным: формы, звуки, запахи, вкусы,

прикосновения, мысли; или сущность, которой мы желаем добра, счастья,

благополучия и безопасности, — отсутствие встречи с такими, невозможность

совместного пребывания, невозможность связи с ними — это страдание в разлуке с

любимым.

Теперь, о монахи, что же такое страдание от не получения желаемого? Вот у

сущности, подверженной повторному рождению, возникает желание: ах, если бы мы

более не были подвержены повторному рождению! Ах, если бы нам более не

предстояло повторное рождение! Или у сущности, подверженной старости, смерти,

заботам, горю, боли, печали, отчаянью, зарождается желание: ах, если бы мы более

не были подвержены этим вещам! Если бы нам не предстояли больше такие горести!

Но этого нельзя достичь через желание. Это и есть страдание от не получения

желаемого.

Каким же образом, о монахи, пять групп сцепления являются страданием? Это

группа телесной природы, группа чувств, группа восприятий, группа форм ума и

группа сознания. Короче говоря, эти группы являют собой страдание. Это, о

монахи, есть благородная истина о страдании. Теперь, о монахи, что же такое

благородная истина о возникновении страдания?

Это вожделение, которое порождает повторное существование, которое то здесь,

то там получает