И все же я не говорю ни:
'жизненное начало — то же, что и тело', ни: 'жизненное начало одно, а тело —
другое'
Подобно тому, достопочтенные, как в пруду с голубыми лотосами, пруду с
красными лотосами, пруду с белыми лотосами отдельные голубые лотосы, или красные
лотосы, или белые лотосы рождены в воде, выросли в воде, омыты водой, целиком
погружены в воду, питаются ею, они от кончиков до корней облиты, залиты,
переполнены, пропитаны прохладной водой, и не остается во всех голубых лотосах,
или красных лотосах, или белых лотосах ничего, что не было бы пропитано
прохладной водой, так точно, великий царь, и монах обливает, обливает, заливает,
переполняет, пропитывает это тело счастьем, свободным от радости и не остается
во всем его теле ничего, что не было бы пропитано счастьем, свободным от
радости.
Таков, достопочтенные, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и
возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.
И далее, достопочтенные, монах, отказавшись от счастья, отказавшись от
несчастья, избавившись от прежней удовлетворенности и неудовлетворенности,
достигает четвертой ступени созерцания — лишенной несчастья, лишенной счастья,
очищенной уравновешенностью и способностью самосознания и пребывает в ней. Он
сидит, пропитав это тело чистым, совершенным разумом, и не остается во всем теле
ничего, что не было бы пропитано чистым, совершенным разумом. И вот,
достопочтенные, когда монах знает так и видит так, то подобает ли ему говорить:
'жизненное начало — то же, что и тело' или 'жизненное начало — одно, а тело
другое'?
— 'Когда этот монах, достопочтенный, знает так и видит так, то ему подобает
говорить: 'жизненное начало — то же, что и тело' или 'жизненное начало — одно, а
тело другое'.
— 'Но вот, достопочтенные, я знаю так и вижу так. И все же я не говорю ни:
'жизненное начало — то же, что и тело', ни: 'жизненное начало одно, а тело —
другое'.
Подобно тому, достопочтенные, как человек сидел бы укутанный с головой в
белое одеяние так, что не осталось бы на всем теле места, которое не было бы
покрыто белым одеянием, так же точно, великий царь, и монах сидит, пропитав это
тело чистым, совершенным разумом, и не остается во всем теле ничего, что не было
бы пропитано чистым совершенным разумом.
Таков, достопочтенные, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и
возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.
Так с сосредоточенной мыслью — чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной
чистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, — он направляет и
вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: 'Вот это мое тело имеет
форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом,
представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно,
подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено,
здесь к нему привязано мое сознание'.
Подобно тому, достопочтенные, как если драгоценный камень велурия —
прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, прозрачный,
сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, — продета нить — синяя,
или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая нить — и человек,
наделенный зрением, взяв его в руку, может понять: 'Вот драгоценный камень
велурия — прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный,
чистый, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, — и в него продета
эта нить — синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая' — так
же точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью — чистой, возвышенной,
незапятнанной, лишенной чистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой,
непоколебимой, — он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он
постигает: 'Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов,
рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого
молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и
вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание'. И вот,
достопочтенные, когда монах знает так и видит так, то подобает ли ему говорить:
'жизненное начало — то же, что и тело' или 'жизненное начало — одно, а тело
другое'?
— 'Когда этот монах, достопочтенный, знает так и видит так, то ему подобает
говорить: 'жизненное начало — то же, что и тело' или 'жизненное начало — одно, а
тело другое'.
— 'Но вот, достопочтенные, я знаю так и вижу так. И все же я не говорю