Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

признаках Великого человека, о которых проповедовал Истинносущий, о

них же он проповедовал как о не-признаках. Тем самым они названы „32

знака-отметины Великого человека“».

Благодатный молвил: «Опять-таки, Субхути, пусть мужчина (или женщина)

ежедневно отрекается от собственных [будущих] рождений, коих будет столько,

сколько песчинок в реке Ганг, и пусть отрекается от своих собственных рождений

столько вселенских периодов (кальп), сколько песчинок в реке Ганг, однако если

он, усвоив из Благовестия хотя бы одну четырехстопную строфу, будет сообщать и

подробно разъяснять ее другим, то благодаря этому он создаст великое,

неизмеримое и неисчислимое количество добродетели».

14

Здесь заплакал досточтимый Субхути, взволнованный силой Благовестия. Вытерев

же слезы, он так сказал Благодатному: «Дивно, о Благодатный, весьма дивно,

Благосущный, что это Благовестие поведано Истинносущим ради существ, ступивших

на главный Путь, ступивших на лучший Путь. Благодаря этому, о Благодатный, у

меня появилось знание. Никогда ранее я не слышал Благовестия такого рода.

Услышав здесь проповедуемую Сутру, эти просветленные существа будут охвачены

чрезвычайным восхищением, когда они постигнут ее истинный смысл. Почему же? Что

есть истинный смысл, о Благодатный, то не есть истинный смысл. Поэтому

Истинносущий проповедовал „истинный смысл, истинный смысл“.

Для меня неудивительно, о Благодатный, что я приемлю и исповедую это

поведанное Благовестие. Те же существа будущего последнего времени, последней

эпохи, последних 500 лет, когда будет происходить убыль Благого Закона, кто

Благовестие запомнит, сохранит, постигнет, сообщит и подробно разъяснит другим,

вот они-то и будут охвачены чрезвычайным восхищением. Но опять-таки, о

Благодатный, у них не будет понятий „независимая самость“, „существо“, „живая

душа“, „отдельная личность“. У них вообще не будет никакого понятия или

не-понятия. Почему же? О Благодатный, то, что есть понятие „независимая

самость“, то есть не-понятие, и то, что суть понятия „существо“, „живая душа“,

„отдельная личность“, то суть не-понятия. Почему же? Ибо благодатные

просветленные избавились от всех понятий».

Затем Благодатный говорил досточтимому Субхути так: «Вот именно, Субхути, вот

именно. Чрезвычайным восхищением будут охвачены те существа, которые здесь при

изречении Сутры не испугаются, не задрожат, не испытают ужаса. Почему же? Это

высшее совершенствование, Субхути, проповедовалось Истинносущим как

несовершенствование. О нем проповедовали и бесчисленные Просветленные именно

так, как проповедовал Истинносущий. Тем самым оно и названо „высшим

совершенствованием“.

Опять-таки, Субхути, что является совершенствованием терпимости

(кшанти-парамита) Истинносущего, то же является не-совершенствованием. Почему

же? Субхути, когда царь Калинги отрезал (в одном из прошлых моих рождений) плоть

от каждого моего члена, тогда у меня не было ни понятий „независимая самость“,

„существо“, „живая душа“, „отдельная личность“, ни вообще никакого понятия или

не-понятия. Почему так? Если бы, Субхути, у меня в то время было понятие

„независимая самость“, то тогда у меня бы возникло и понятие „злоба“ (вьяпада).

Если бы у меня были понятия „существо“, „живая душа“, „отдельная личность“,

тогда бы у меня тоже возникло понятие „злоба“. Почему? Я вижу прошлое, Субхути,

когда в минувшие времена, пять сотен рождений тому назад, был я риши —

проповедник терпимости. Тогда у меня не было понятий „независимая самость“,

„существо“, „живая душа“, „отдельная личность“.

Потому и в этом случае, Субхути, великосущий бодхисаттва, отринув все

понятия, должен порождать в [сострадательном] уме волю к наивысшему

Просветлению. И неверно, что он должен порождать сознание, опирающееся на

зримое, на звук, запах, вкус, осязаемое, на объекты мысли. Неверно, что он

должен порождать сознание, опирающееся на Учение или не опирающееся на него.

Неверно, что он должен порождать сознание, опирающееся на что бы то ни было.

Почему же? Что опирается, то и не опирается.

Поэтому Истинносущий проповедовал: „Даяние да будет совершено безопорным

просветленным существом. Даяние да будет совершено тем, кто не опирается ни на

зримое, ни на звук, ни на запах, ни на вкус, ни на осязаемое, ни на объект

мысли“. И опять-таки, Субхути, ради блага всех существ просветленное существо

(бодхисаттва) вынуждено отказываться от даяния такого рода. Почему же? Субхути,

что есть это понятие „существо“,