Учение пойдет на убыль,
тогда эти и подобные им сутры они запомнят, сохранят, изучат, передадут и
подробно разъяснят другим, постольку, Субхути, по сравнению с этим количеством
добродетели то прошлое количество добродетели не составит даже сотой, даже
тысячной, даже стотысячной, даже миллионной, даже стомиллионной, даже
стотысячемиллионно-миллиардной части, которую вообще нельзя сравнивать ни с
числом, ни с частицей, ни со скоплением, ни по отдаленному сходству.
Но опять-таки, Субхути, если бы я сказал о количестве добродетели тех сыновей
(или дочерей) из хорошей семьи, ибо те сыновья (или дочери) в те времена еще
будут множить количество добродетели и обретать ее, то существа впали бы в
безумие или потеряли сознание. Ведь, Субхути, это Благовестие, проповеданное
Истинносущим, непостижимо мыслью; и вот к такому же непостижимому мыслью
результату и следует стремиться».
17Затем досточтимый Субхути так вопрошал Благодатного: «О Благодатный, по
вступлении на стезю просветленных существ каким должно быть, что должно делать и
как обуздывать мысль?»
Благодатный отвечал: «Здесь, Субхути, по вступлении на стезю просветленных
существ должно осознать следующее: мне нужно избавить все существа от
индивидуального существования для мира нирваны. Но и после освобождения существ
нет ни одного освобожденного существа. Почему же? Если, Субхути, у бодхисаттвы
возникает понятие „существо“, то нельзя говорить, что он бодхисаттва. Так же
нельзя называть бодхисаттвой того, у кого возникают понятия „живая душа“,
„отдельная личность“. Почему же? Субхути, нет дхармо-частицы под названием
„вступление на стезю просветленных существ“.
Как ты полагаешь, Субхути, есть ли какое-то Учение, которое воистину
воспринято Истинносущим от Дипанкары-татхагаты как наивысшее Просветление?»
Тогда досточтимый Субхути так ответствовал Благодатному: «Если, о
Благодатный, я постиг смысл поведанного тобой, то нет никакого Учения, которое
воистину было бы воспринято Истинносущим как наивысшее Просветление от Дипанкары
— Истинносущего, Достойного [нирваны], Совершенно Просветлённого».
Затем Благодатный говорил досточтимому Субхути: «Именно так, Субхути, именно
так. Нет никакого Учения, которое воистину было бы воспринято Истинносущим от
Дипанкары — Истинносущего, Достойного [нирваны], Совершенно Просветлённого как
наивысшее Просветление. Но вот еще, Субхути, если было бы какое-то Учение,
воспринятое воистину Истинносущим, то Дипанкара-татхагата не предрек бы мне: „Ты
тот человек, который в будущем станет Истинносущим, Достойным [нирваны],
Совершенно Просветлённым по имени Шакьямуни“. Поскольку тогда, Субхути,
Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным было воистину
постигнуто, что нет никакого Учения, которое было бы наивысшим Просветлением,
постольку мне предрек Дипанкара-татхагата: „Ты тот человек, который в будущем
станет Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветлённым по имени
Шакьямуни“. Почему же?
Субхути, „Татхагата“ („Истинносущий“) — это наименование подлинной
реальности, „Татхагата“ — это наименование природы дхармо-частиц, которые не
возникали. „Татхагата“ — это наименование исчезновения дхармо-частиц.
„Татхагата“ — это наименование того, что запредельно и не имеет возникновения.
Почему же? Да потому, что это не-возникновение и является наивысшей целью.
Если кто-то, Субхути, скажет, что наивысшее Просветление воистину постигнуто
Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно Просветленным, то тот скажет
неверно, тот взирал на меня, не воспринимая сути. Почему так? Нет, Субхути,
никакого Учения, которое бы Истинносущий воистину постиг как наивысшее
Просветление. И еще, Субхути, Учение, которое Истинносущий воистину постиг и
которому учил, не является здесь [в миру] ни истиной, ни ложью. Поэтому
Истинносущий проповедовал, что „все Законоучения суть Законоучения
Просветлённого“. Почему же? Субхути, о „всех Законах“ Истинносущий проповедовал
как о не-Законах. Поэтому и сказано, что „все Законы суть Законы
Просветлённого“.
Вот, например, Субхути, допустим, есть ли человек, наделенный телом, огромным
телом?»
Досточтимый Субхути отвечал: «О том, о Благодатный, о ком Истинносущий
говорил как о „человеке с телом, огромным телом“, о том же он говорил как о
не-теле. Тем самым сказано „наделенный телом, огромным телом“».
Благодатный сказал: «Именно так, Субхути. Если бодхисаттва молвил бы: „Я
успокою существа в нирване“, о нем нельзя