Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

не является „великолепием

знаков-отметин“. Тем самым сказано „великолепие знаков-отметин“».

21

Благодатный говорил: «Как ты считаешь, Субхути, приходит ли Истинносущему

такая [мысль]: „Мною поведан Закон?“»

Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный, у Истинносущего нет такого

[в мыслях]: „Мною поведан Закон“».

Благодатный говорил: «Тот, Субхути, кто скажет: „Истинносущим поведан Закон“,

— тот солжет, тот осрамит меня тем, что не постиг сути. Почему же?

„Законоучение, Законоучение“ — оно таково, Субхути, что нет никакого

Законоучения, которое бы воспринималось под названием „Законоучение“».

Затем досточтимый Субхути обратился к Благодатному так: «Будут ли, о

Благодатный, в будущем, в конце времен, в последнюю эпоху, в последние 500 лет,

во времена, когда Благое Учение пойдет на убыль, какие-либо существа, которые,

услышав такого рода Закон, припадут к нему?»

Благодатный молвил: «Неверно, Субхути, что те суть существа или не-существа.

Почему же? „Существа, существа“ — о всех них Истинносущий проповедовал как о

не-существах. Тем самым [они] названы „существами“.

22

Как ты считаешь, Субхути, есть ли какой-нибудь Закон, который Истинносущий

воистину постиг как наивысшее Просветление?»

Досточтимый Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный, нет никакого

Закона, который Истинносущий воистину постиг как наивысшее Просветление».

Благодатный говорил: «Именно так, Субхути, именно так. Здесь не найти и не

воспринять даже самого маленького Закона. Тем самым он назван „наивысшим

Просветлением“.

23

Опять-таки, Субхути, такой Закон был бы равен и ничем бы не отличался. Тем

самым [он] назван [Законом] „наивысшего Просветления“. Это наивысшее

Просветление лишено „независимой самости“, „существа“, „живой души“, „отдельной

личности“, и он воистину постигаем как равный всем благоприятным

дхармо-частицам. Почему же? „Благоприятные дхармо-частицы, благоприятные

дхармо-частицы“ — о них Истинносущий проповедовал как о не-дхармо-частицах. Тем

самым [они] названы „благоприятными дхармо-частицами“.

24

Опять-таки, Субхути, если мужчина (или женщина), собрав столько гор из семи

драгоценностей, сколько царские горы Сумеру [имеют] в трех тысячах миллионов

миров, преподнесет в дар Истинносущим, Достойным [нирваны], Совершенно

Просветленным и если сын (или дочь) из хорошей семьи, усвоив хотя бы одну

четырехстопную строфу из этого Благовестия Совершенной мудрости, обучит других,

то первое количество добродетели, Субхути, не составит даже сотой части второго

количества добродетели. Наверное, их нельзя сравнивать даже приблизительно.

25

Как ты считаешь, Субхути, может ли Истинносущий думать так: „Мною освобождены

существа“? Никак нельзя так думать, Субхути. Почему же? Неверно, Субхути, что

есть какое-либо существо, которое освобождено Истинносущим. А если бы, Субхути,

было такое существо, которое освобождено им, то тогда бы у Истинносущего были

понятия „независимая самость“, „существо“, „живая душа“, „отдельная личность“.

Субхути, понятие „независимая самость“ проповедовалось Истинносущим как

не-понятие. Оно ведь воспринимается лишь простым людом, а о „простом люде“ он

проповедовал, что он не есть простой люд. Тем самым он назван „простой люд“.

26

Как ты считаешь, Субхути, может быть виден Истинносущий благодаря великолепию

его знаков-отметин?»

Субхути отвечал: «Ни в коей мере, о Благодатный. Если я понимаю смысл

поведанного Благодатным, то Истинносущий не может быть виден благодаря

великолепию его знаков-отметин».

Благодатный молвил: «Верно, верно, Субхути, именно так, Субхути, именно так,

как ты говоришь. Истинносущий не может быть виден благодаря великолепию его

знаков-отметин. Почему же? Если бы, Субхути, можно было видеть Истинносущего

благодаря великолепию его знаков-отметин, то тогда и Вселенский правитель

(чакра-вартин) был бы Истинносущим. Поэтому Истинносущего нельзя увидеть

благодаря великолепию его знаков-отметин».

Досточтимый Субхути отвечал Благодатному так: «Если я понимаю смысл

поведанного Благодатным, то нельзя увидеть Истинносущего благодаря великолепию

его знаков-отметин». Тут же Благодатный изрек такие стихи:

«Те, кто видел меня телеснымИ кто последовал за моими

глаголами,Устремились за лжедомыслами,Те люди не узрят меня.

На Просветлённого должно взирать как на Закон,Ибо Тела Закона

(дхармакая) суть водители.Подлинная реальность Закона (дхармата)

непознаваема [мыслью],Ее невозможно распознать