где пребывал в прежних существованиях,
а именно: в одном периоде свертывания и развертывания мира, в двух периодах
свертывания и развертывания мира, в трех периодах свертывания и развертывания
мира, в четырех периодах свертывания и развертывания мира, в пяти периодах
свертывания и развертывания мира, в десяти периодах свертывания и развертывания
мира — 'Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии,
таким-то пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то
срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом
месте. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии,
таким-то пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то
срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь' —
так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где
пребывал в прежних существованиях. И он говорит: 'Вечны и свое 'я' и мир —
бесплодный, стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп, — и когда эти
существа странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют
существование, вновь рождаются, это также вечно. В чем же причина? Ведь
благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря
серьезности, благодаря правильному умонастроению, я обретаю такую
сосредоточенность разума, что вспоминаю сосредоточенным разумом различные места,
где пребывал в прежних существованиях — именно: в одном периоде свертывания и
развертывания мира, в трех периодах свертывания и развертывания мира, в четырех
периодах свертывания и развертывания мира, в пяти периодах свертывания и
развертывания мира, в десяти периодах свертывания и развертывания мира: 'Там я
жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то
пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока
жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте, там
я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то
пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.
Вслед за тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь'. — Так вспоминаю
я во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних
существованиях. Отсюда я и знаю то, что вечны свое 'я' и мир — бесплодный,
стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп — и что когда эти существа
странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют
существование, вновь рождаются, то это также вечно'.
Таково, монахи, второе положение, исходя из которого и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'
и мир вечны.
33. Каково же третье положение, исходя из которого и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'
и мир вечны?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря
усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что вспоминает
сосредоточенным разумом различные места, где пребывал в прежних существованиях,
— а именно: в десяти периодах свертывания и развертывания мира, в двадцати
периодах свертывания и развертывания мира, в тридцати периодах свертывания и
развертывания мира, в сорока периодах свертывания и развертывания мира'. — Там я
был под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то
пропитанием, испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни.
Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил
под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием,
испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за
тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь' — так вспоминает он во
всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних
существованиях. И он говорит: 'Вечны и свое 'я' и мир — бесплодный, стоящий, как
вершина, установленный прочно, как столп, — и когда эти существа странствуют,
переходят из одного существования в другое, оставляют существование, вновь
рождаются, это также вечно.
В чем же причина? Ведь благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря
прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению, я
обретаю такую сосредоточенность разума, что вспоминаю