сосредоточенным разумом
различные места, где пребывали в прежних существованиях — а именно: в десяти
периодах свертывания и развертывания мира, в двадцати периодах свертывания и
развертывания мира, в сорока периодах свертывания и развертывания мира : — 'Там
я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то
пропитанием испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни,
вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом месте. А там я жил
под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием,
испытал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за
тем, оставив существование, я был вновь рожден здесь', — так вспоминаю я во всех
обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних
существованиях. Отсюда я и знаю то, что вечны и свое 'я' и мир — бесплодный,
стоящий, как вершина, установленный прочно, как столп, — и что, когда эти
существа странствуют, переходят из одного существования в другое, оставляют
существование, вновь рождаются, то это также вечно.
Таково, монахи, третье положение, исходя из которого и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я'
и мир вечны.
34. Каково же четвертое, исходя из которого и о котором говорят почтенные
отшельники и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я' и мир
вечны?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман предается рассуждению и
исследованию. И убежденный рассуждением, связанный исследованием, он произносит
такое собственное заключение: 'Вечны и свое 'я' и мир — бесплодный, стоящий, как
вершина, установленный прочно, как столп, — и когда эти существа странствуют,
переходят из одного существования в другое, оставляет существование, вновь
рождается, это также вечно'.
Таково, монахи, четвертое положение, исходя из которого некоторые отшельники
и брахманы, проповедующие вечность, учащие, что и свое 'я' и мир вечны.
35. Таковы, монахи, эти отшельники и брахманы, проповедующие вечность, на
четырех основаниях, учащие, что и свое 'я' и мир вечны. Ибо, монахи, все те
отшельники или брахманы, которые проповедуют вечность и учат, что и свое 'я' и
мир вечны, делают так на четырех этих основаниях или на каком-нибудь одном из
них — нет кроме этого других оснований.
36. Итак, монахи, Татхагата понимает: 'Эти основы учения так-то достигнуты,
так-то приняты, ведут к тому-то, приносят то-то в будущем существовании'. И
Татхагата понимает их и понимает выходящее за их пределы и не привязывается к
этому пониманию; непривязанный он находит успокоение в своем сердце. Постигнув в
согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь, и
преодоление ощущений, Татхагата, монахи, освободился, лишившись всякой
зависимости.
37 .Таковы, монахи, эти вещи — глубокие, трудные для рассмотрения, трудные
для постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие,
ведомые лишь мудрецам, которые возглашает сам Татхагата, познав их и, увидев
собственными глазами, и поистине, ради которых следует произносить надлежащую
хвалу Татхагате.
Окончен первый раздел поучения
II1. Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти
вечность, отчасти не-вечность; на четырех основаниях учения, что и свое 'я' и
мир отчасти вечны, отчасти не вечны. Исходя же из чего и о чем говорят эти
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти
не-вечность; на четырех основаниях учащие, что и свое 'я' и мир отчасти вечны,
отчасти не вечны?
2. Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного
периода этот мир свертывается. Когда свертывается мир, то существа по большей
части переходят в мир сияния. Там они находятся долгое, длительное время, состоя
из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве,
пребывая во славе.
3. Время от времени, монахи, настает пора, когда по истечению длительного
периода этот мир развертывается. Когда развертывается мир, то появляется пустой
дворец Брахмы. И тогда то или иное существо, оттого ли, что окончился его срок
или окончилось действие заслуг, оставляет существование в сонме сияния и вновь
рождается во дворце Брахмы. Там оно находится долгое, длительное время, состоя
из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние, двигаясь в пространстве,
пребывая во славе.
4. Там у него, пребывающего долгое