время в одиночестве, возникает тревога,
неудовлетворенность, беспокойство: 'О, если бы и другие существа могли достичь
здешнего состояния!' Тогда другие существа, оттого ли, что окончился срок или
окончилось действие заслуг, оставляют существование в сонме сияния и вновь
рождаются во дворце Брахмы спутниками того существа. Там они находятся долгое,
длительное время, состоя из разума, питаясь радостью, излучая собой сияние,
двигаясь в пространстве, пребывая во славе.
6. Тогда, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, говорит себе
так: 'Я — Брахма, великий Брахма, победоносный, непобедимый, всевидящий,
всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец
бывшего и будущего! Мною сотворены эти существа. В чем же причина?
Ведь раньше я сказал себе так: 'О, если бы и другие существа могли достичь
здешнего состояния!' Таково было стремление моего разума, и вот другие существа,
достигли здешнего состояния. И те существа, которые позже родились вновь, тоже
говорят себе так: 'Ведь он — досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный,
непобедимый, всевидящий, всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший
устроитель, повелитель, отец бывшего и будущего. Мы сотворены этим почтенным
Брахмой? В чем же причина? Ведь мы видели, что он первым родился здесь вновь, а
мы позже родились вновь'.
6. И вот, монахи, то существо, которое первым родилось вновь, бывает
долговечнее, и красивее, и сильнее, те же существа, которые позже родились
вновь, бывают недолговечнее, и некрасивее, и бессильнее. И может произойти так,
монахи, что то или иное существо, оставив существование в этом сонме, достигает
здешнего земного состояния. Достигнув здешнего состояния, оно оставляет дом и
странствует бездомным. Оставив дом и будучи бездомным странником, оно благодаря
усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности,
благодаря правильному умонастрою, обретает такую сосредоточенность разума, что
вспоминает сосредоточенным разумом то место, где пребывало в прежнем
существовании, но не вспоминает другого места, кроме него. И оно говорит: 'Ведь
тот досточтимый Брахма, великий Брахма, победоносный непобедимый, всевидящий,
всесильный, владыка, творец, созидатель, наилучший устроитель, повелитель, отец
бывшего и будущего — досточтимый Брахма, которым мы сотворены, постоянен, стоек,
вечен, не подвержен изменению и вечно пребывает таким. Мы же, которые были
сотворены этим Брахмой, — мы достигли здешнего земного состояния непостоянными,
нестойкими, недолговечными, поверженными уходу из существования'.
Таково, монахи, первое положение, исходя из которого и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти
не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны.
7. Каково же второе положение, исходя из которого и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие отчасти вечность, отчасти
не-вечность, учащие, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны?
Есть, монахи, боги по имени 'Испорченные удовольствием'. Долгое время они
пребывают в приверженности к веселью, удовольствиям, сладострастию. У них,
пребывающих долгое время в приверженности к веселью, удовольствиям,
сладострастию, теряется способность к самопознанию, и с утратой способности
самопознания эти боги оставляют существование в этом сонме.
8. И может произойти так, монахи, что то или иное существо, оставив
существование в этом сонме, достигает здешнего земного состояния. Достигнув
здешнего состояния, оно оставляет дом и странствует бездомным. Оставив дом и
будучи бездомным странником, оно благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря
прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению обретает
такую сосредоточенность разума, что вспоминает сосредоточенным разумом то место,
где пребывало в прежнем существовании, но не вспоминает другого места, кроме
него.
9. И оно говорит: 'Ведь те досточтимые боги, которые не 'Испорченные
удовольствием', — те не пребывают долгое время в приверженности к веселью,
удовольствию, сладострастию. У них, не пребывающих долгое время в приверженности
к веселью, удовольствию, сладострастию, не теряется способность самопознания, и
не утратив способности самосознания, те боги не оставляют существования в этом
сонме, постоянны, стойкие, вечны, не подвержены изменению и вечно пребывают
такими. Мы же, которые были 'Испорченные