Автор неизвестен

Буддийские сутры. Часть 2.

Достигнув

в согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь и

преодоление ощущений, Татхагата, монахи, освободился, лишившись всякой

зависимости.

Таковы, монахи, эти вещи — глубокие, трудные для рассмотрения, трудные для

постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые

лишь мудрецам, — которые возглашают сам Татхагата, познав их и, увидев

собственными глазами, и поистине ради которых следует произносить надлежащую

хвалу Татхагате.

16. Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное или

бесконечное, на четырех основаниях учащие, что мир конечен или бесконечен.

Исходя же из чего, и о чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы,

проповедующие конечное или бесконечное, на четырех основаниях, учащие, что мир

конечен или бесконечен?

17. Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию,

благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря

правильному умонастроению обретает такую сосредоточенность разума, что пребывает

сосредоточенным разумом в сознании конечности мира. И он говорит: 'Мир этот

конечен, ограничен вокруг. Почему же? Потому, что благодаря усердию, благодаря

усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению, я обретаю такую сосредоточенность разума, что пребываю

сосредоточенным разумом в сознании конечности мира. Отсюда я и знаю то, что мир

этот конечен, ограничен вокруг'.

Таково, монахи, первое положение, исходя из которого, и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное и бесконечное, учащие,

что мир конечен или бесконечен.

18. Каково же второе положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,

что мир конечен или бесконечен?

Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря

усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что пребывает

сосредоточенным разумом в создании бесконечности мира. И он говорит: 'Мир этот

бесконечен, неограничен. Те отшельники и брахманы, которые говорят: 'Мир этот

конечен, ограничен вокруг', — не правы. Мир этот бесконечен, неограничен. Почему

же? Потому, что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию,

благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению, я обретаю такую

сосредоточенность разума, что пребываю сосредоточенным разумом в создании

бесконечности мира. Отсюда я и знаю то, что мир этот бесконечен, безграничен'.

Таково, монахи, второе положение, исходя из которого и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,

что мир конечен или бесконечен.

19. Каково же третье положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,

что мир конечен или бесконечен?

Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря

усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному

умонастроению обретает такую сосредоточенность разума, что пребывает

сосредоточенным разумом в сознании конечности мира сверху и снизу и в сознании

бесконечности его — поперёк. И он говорит: 'Мир этот и конечен, и бесконечен. Те

отшельники и брахманы, которые говорят: 'Мир этот конечен, ограничен вокруг', —

неправы. И те отшельники и брахманы, которые говорят: 'Мир этот бесконечен,

безграничен', — также не правы. Мир этот и конечен и бесконечен. Почему же?

Потому, что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря

серьезности, благодаря правильному умонастроению, я обретаю такую

сосредоточенность разума, что пребываю сосредоточенным разумом в сознании

конечности мира сверху и снизу, и в сознании бесконечности его — поперек. Отсюда

я и знаю то, что мир этот и конечен и бесконечен'.

Таково, монахи, третье положение, исходя из которого, и о котором говорят

некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,

что мир конечен или бесконечен.

20. Каково же четвертое положение, исходя из которого и о котором говорят

почтенные отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,

что мир конечен или бесконечен?

Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман предается рассуждениям и

исследованию. И убежденный