Достигнув
в согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь и
преодоление ощущений, Татхагата, монахи, освободился, лишившись всякой
зависимости.
Таковы, монахи, эти вещи — глубокие, трудные для рассмотрения, трудные для
постижения, несущие покой, возвышенные, недоступные рассудку, тонкие, ведомые
лишь мудрецам, — которые возглашают сам Татхагата, познав их и, увидев
собственными глазами, и поистине ради которых следует произносить надлежащую
хвалу Татхагате.
16. Есть, монахи, некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное или
бесконечное, на четырех основаниях учащие, что мир конечен или бесконечен.
Исходя же из чего, и о чем говорят эти почтенные отшельники и брахманы,
проповедующие конечное или бесконечное, на четырех основаниях, учащие, что мир
конечен или бесконечен?
17. Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию,
благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря
правильному умонастроению обретает такую сосредоточенность разума, что пребывает
сосредоточенным разумом в сознании конечности мира. И он говорит: 'Мир этот
конечен, ограничен вокруг. Почему же? Потому, что благодаря усердию, благодаря
усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению, я обретаю такую сосредоточенность разума, что пребываю
сосредоточенным разумом в сознании конечности мира. Отсюда я и знаю то, что мир
этот конечен, ограничен вокруг'.
Таково, монахи, первое положение, исходя из которого, и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное и бесконечное, учащие,
что мир конечен или бесконечен.
18. Каково же второе положение, исходя из которого и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,
что мир конечен или бесконечен?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря
усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению, обретает такую сосредоточенность разума, что пребывает
сосредоточенным разумом в создании бесконечности мира. И он говорит: 'Мир этот
бесконечен, неограничен. Те отшельники и брахманы, которые говорят: 'Мир этот
конечен, ограничен вокруг', — не правы. Мир этот бесконечен, неограничен. Почему
же? Потому, что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию,
благодаря серьезности, благодаря правильному умонастроению, я обретаю такую
сосредоточенность разума, что пребываю сосредоточенным разумом в создании
бесконечности мира. Отсюда я и знаю то, что мир этот бесконечен, безграничен'.
Таково, монахи, второе положение, исходя из которого и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,
что мир конечен или бесконечен.
19. Каково же третье положение, исходя из которого и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,
что мир конечен или бесконечен?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман, благодаря усердию, благодаря
усилию, благодаря прилежанию, благодаря серьезности, благодаря правильному
умонастроению обретает такую сосредоточенность разума, что пребывает
сосредоточенным разумом в сознании конечности мира сверху и снизу и в сознании
бесконечности его — поперёк. И он говорит: 'Мир этот и конечен, и бесконечен. Те
отшельники и брахманы, которые говорят: 'Мир этот конечен, ограничен вокруг', —
неправы. И те отшельники и брахманы, которые говорят: 'Мир этот бесконечен,
безграничен', — также не правы. Мир этот и конечен и бесконечен. Почему же?
Потому, что благодаря усердию, благодаря усилию, благодаря прилежанию, благодаря
серьезности, благодаря правильному умонастроению, я обретаю такую
сосредоточенность разума, что пребываю сосредоточенным разумом в сознании
конечности мира сверху и снизу, и в сознании бесконечности его — поперек. Отсюда
я и знаю то, что мир этот и конечен и бесконечен'.
Таково, монахи, третье положение, исходя из которого, и о котором говорят
некоторые отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,
что мир конечен или бесконечен.
20. Каково же четвертое положение, исходя из которого и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, проповедующие конечное или бесконечное, учащие,
что мир конечен или бесконечен?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман предается рассуждениям и
исследованию. И убежденный