— уклончивую, словно
скользкая рыба.
27. Каково же четвертое положение, исходя из которого, и о котором говорят
почтенные отшельники и брахманы, уклончивые, словно скользкая рыба, ведущие
уклончивую речь, когда им задают тот или иной вопрос, — уклончивую, словно
скользкая рыба?
Вот, монахи, какой-нибудь отшельник или брахман глуп, неразумен, и по
глупости, по неразумению он ведет уклончивую речь, когда им задают тот или иной
вопрос, — уклончивую, словно скользкая рыба: 'Если бы ты спросил меня: 'Другой
мир существует?' и я считал бы, что другой мир существует, то я объяснил бы, что
другой мир существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе.
Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил
меня: 'Другой мир не существует?' и я считал бы, что другой мир не существует,
то я объяснил бы, что другой мир не существует. Но я не считаю этого. Я не
считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно,
что нет. Если бы ты спросил меня: 'Другой мир и существует, и не существует?' и
я считал бы, что другой мир и существует, и не существует, то я объяснил бы, что
другой мир и существует, и не существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так.
Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если
бы ты спросил меня: 'Другой мир ни существует, ни не существует?', и я считал
бы, что другой мир ни существует, ни не существует, то я объяснил бы, что другой
мир ни существует, ни не существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не
считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы
ты спросил меня: 'Самопроизвольно родившиеся и существуют, и не существуют?' и я
считал бы, что самопроизвольно родившиеся и существуют, и не существуют, то я
объяснил бы, что самопроизвольно родившиеся и существуют, и не существуют. Но я
не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не
считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня: 'Самопроизвольно
родившиеся ни существуют, ни не существуют?' и я считал бы, что самопроизвольно
родившиеся ни существуют, ни не существуют, то я объяснил бы, что
самопроизвольно родившиеся ни существуют, ни не существуют. Но я не считаю
этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю,
что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня: 'Созревший плод добрых и злых
действий существует?' и я считал бы, что созревший плод добрых и злых действий
существует, то я объяснил бы, что созревший плод добрых и злых действий
существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Созревший плод добрых и злых действий не существует?' и я считал бы, что
созревший плод добрых и злых действий не существует, то я объяснил бы, что
созревший плод добрых и злых действий не существует. Но я не считаю этого. Я не
считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно,
что нет. Если бы ты спросил меня: 'Созревший плод добрых и злых действий и
существует, и не существует?' и я считал бы, что созревший плод добрых злых
действий и существует и не существует, то я объяснил бы, что созревший плод
добрых и злых действий и существует и не существует. Но я не считаю этого. Я не
считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно,
что нет. Если бы ты спросил меня: 'Созревший плод добрых и злых действий ни
существует, ни не существует?' и я считал бы, что созревший плод добрых злых
действий ни существует ни не существует, то я объяснил бы, что созревший плод
добрых и злых действий ни существует ни не существует. Но я не считаю этого. Я
не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что
неверно, что нет. Если бы ты спросил меня: 'Татхагата существует после смерти?'
и я считал бы, что Татхагата существует после смерти, то я объяснил бы, что
Татхагата существует после смерти. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не
считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы
ты спросил меня: 'Татхагата не существует после смерти?' и я считал бы, что
Татхагата не существует после смерти, то я объяснил бы, что Татхагата не
существует после смерти. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю
иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты
спросил меня: 'Татхагата