гибели,
уничтожении живого существа, то, поистине, так не могло бы произойти, если бы
они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.
68. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые
проповедуют освобождение в зримом мире и на пяти основаниях учат о высшем
освобождении живого существа в зримом мире, то, поистине, так не могло бы
произойти, если бы они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.
69. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые заняты
будущими временами, рассуждают о будущих временах и на сорока четырех основаниях
выдвигают различные суждения о будущих временах, то, поистине, так не могло бы
произойти, если бы они постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.
70. И вот, монахи, что касается тех отшельников и брахманов, которые заняты
прежними временами, и заняты будущими временами, рассуждают о прежних и будущих
временах и на шестидесяти двух основаниях выдвигают различные суждения о прежних
и будущих временах, то, поистине, так не могло бы произойти, если бы они
постигали иначе, нежели путем чувственного восприятия.
71. И вот, монахи, те отшельники и брахманы, которые проповедуют вечность и
на четырех основаниях учат, что и свое 'я', и мир вечны, те отшельники и
брахманы, которые проповедуют отчасти вечность, отчасти не-вечность и на четырех
основаниях учат, что и свое 'я', и мир отчасти вечны, отчасти не вечны; те
отшельники и брахманы, которые проповедуют конечность или бесконечность и на
четырех основаниях учат, что мир конечен или бесконечен; те отшельники и
брахманы, которые уклончивы, словно скользкая рыба, и на четырех основаниях
ведут уклончивую речь, когда им задают тот или иной вопрос, — уклончивый, словно
скользкая рыба; те отшельники и брахманы, которые проповедуют беспричинное
возникновение и на двух основаниях учат, что и свое 'я', и мир возникли без
причины; те отшельники и монахи, которые заняты прежними временами, рассуждают о
прежних временах и на восемнадцати основаниях выдвигают различные суждения о
прежних временах; те отшельники и брахманы, которые проповедуют сознание вслед
за кончиной и на шестнадцати основаниях учат, что свое 'я' наделено сознанием
вслед за кончиной, те отшельники и брахманы, которые проповедуют отсутствие
сознания вслед за кончиной и на восьми основаниях учат, что свое 'я' лишено
сознания вслед за кончиной, те отшельники и брахманы, которые проповедуют, что
вслед за кончиной нет ни сознания, ни отсутствия сознания, и на восьми
основаниях учат что вслед за кончиной нет ни сознания, ни отсутствия сознания;
те отшельники и брахманы, которые проповедуют разрушение и на семи основаниях
учат о разрушении, гибели, уничтожении живого существа; те отшельники и
брахманы, которые проповедуют освобождение в зримом мире и на пяти основаниях
учат о высшем освобождении живого существа в зримом мире; те отшельники и
брахманы, которые заняты будущими временами, рассуждают о будущих временах и на
сорока четырех основаниях выдвигают различные суждения о будущих временах; те
отшельники и брахманы, которые заняты прежними временами, и заняты будущими
временами, и заняты прежними и будущими временами, рассуждают о прежних и
будущих временах, и на шестидесяти двух основаниях выдвигают различные суждения
о прежних и будущих временах, — все они постигают, последовательно обретая шесть
органов чувственного восприятия. Их ощущения — причина жажды, жажда — причина
зависимости, зависимость — причина существования, существование — причина
рождения, рождение — причина старости, смерти; от него происходят горе, плачь,
несчастье, неудовлетворение, беспокойство. И когда, монахи, монах понимает в
согласии с истиной и возникновение, и исчезновение, и сладость, и горечь, и
преодоление шести органов чувственного восприятия, то он понимает и выходящее за
пределы их всех.
72. Ибо, монахи, все те отшельники или брахманы которые заняты прежними
временами, и заняты будущими временами, и заняты прежними и будущими временами,
рассуждают о прежних и будущих временах и выдвигают различные суждения о прежних
и будущих временах, заключены в сеть, благодаря этим шестидесяти двум
основаниям, — они выскакивают, но, выскакивая, остаются здесь; они выскакивают,
но, выскакивая, в конец запутываются здесь, заключенные в сеть. И подобно тому,
монахи, как искусный рыбак или ученик рыбака, закинув в маленький пруд сеть с
мелкой ячейкой, может сказать себе: