узды. Как же
великий царь, Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды? Великий царь,
Нигантха воздерживается от всякой воды, и наделен всякою водою. И так, великий
царь, Нигантха сдержан воздержанием четырехчастной узды. И поскольку, великий
царь, Нигантха сдержан так воздержанием четырехчастной узды, он великий царь,
зовется Нигантхой, чье 'я' достигло цели, и чье 'я' обуздано, и чье 'я' стойко.
30. Так, господин, Нигантха Натапутта, будучи спрошенным о зримом плоде
отшельничества, ответил мне о воздержании четырехчастной узды. Подобно тому,
господин, как спрошенный о манго, стал бы отвечать о хлебном дереве, или
спрошенный о хлебном дереве, стал бы отвечать о манго, так же точно, господин,
и, Нигантха Натапутта, будучи спрошен о зримом плоде отшельничества, ответил о
воздержании четырехчастной узды. Тогда, господин, я сказал себе так: 'Как может
подобный мне даже подумать о том, чтобы осудить отшельника или брахмана,
живущего в царстве?' И вот, господин, я не высказал, Нигантхе Натапутте ни
одобрения, ни порицания; ни одобряя, ни порицая, я, будучи недовольным, не
произнес недовольных слов и пожалел об этой речи, не возмущаясь, поднялся с
сиденья и удалился.
31. Однажды, господин, я приблизился к Санджае Беллаттхипутте. Приблизившись,
я обменялся с Санджаей Беллаттхипуттой дружескими, дружелюбными словами и
почтительным приветствием и сел в стороне. И сев в стороне, я, господин, так
сказал Санджае Беллаттхипутте: 'Существуют ведь, досточтимый Санджая, занятые в
различных отраслях ремесел, а именно: сведущие в уходе за слонами, сведущие в
коневодстве, колесничие, лучники, знаменосцы, распорядители в войске,
распределяющие провиант, благородные воины, искушенные в набегах, не уступающие
большому слону, герои, воители в кожаном панцире, дети рабов, повара, брадобреи,
банщики, изготовители сладостей, плетельщики венков, красильщики, ткачи,
плетельщики корзин, гончары, вычисляющие, считающие по пальцам, а также и
занятые в других различных отраслях ремесел подобного рода — и они живут в этом
зримом мире зримым плодом (своего) ремесла, им они радуют и удовлетворяют самих
себя, радуют и удовлетворяют мать и отца, радуют и удовлетворяют ребенка и жену,
радуют и удовлетворяют друга и товарища, доставляют отшельникам и брахманам
благодатные подношения, связанные с небом, несущие счастье, ведущие на небеса.
Можно ли, досточтимый Санджая, указать таким же образом зримый плод
отшельничества в этом зримом мире?'
32. Когда так было сказано, господин, Санджая Беллаттхипутта так сказал мне:
'Если бы ты спросил меня: 'Другой мир существует?' и я считал бы, что другой мир
существует, то я объяснил бы, что другой мир существует. Но я не считаю этого. Я
не считаю так. Я не считаю иначе. Я не считаю, что нет. Я не считаю, что
неверно, что нет. Если бы ты спросил: 'Другой мир не существует?', и я считал
бы, что другой мир не существует, то я объяснил бы, что другой мир не
существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Другой мир и существует и не существует?', и я считал бы, что другой мир и
существует, и не существует, то я объяснил бы, что другой мир и существует, и не
существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Другой мир ни существует, ни не существует?', и я считал бы, что другой мир ни
существует, ни не существует, то я объяснил бы, что другой мир ни существует, ни
не существует. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Самопроизвольно родившиеся существуют?', и я считал бы, что самопроизвольно
родившиеся существуют, то я объяснил бы, что самопроизвольно родившиеся
существуют. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Самопроизвольно родившиеся не существуют?', и я считал бы, что самопроизвольно
родившиеся не существуют, то я объяснил бы, что самопроизвольно родившиеся не
существуют. Но я не считаю этого. Я не считаю так. Я не считаю иначе. Я не
считаю, что нет. Я не считаю, что неверно, что нет. Если бы ты спросил меня:
'Самопроизвольно родившиеся и существуют, и не существуют?', и я считал бы, что
самовольно родившиеся и