воители в кожаном панцире, дети рабов, повара, брадобреи,
банщики, изготовители сладостей, плетельщики венков, красильщики, ткачи,
плетельщики корзин, гончары, вычисляющие, считающие по пальцам, а также и
занятые в других различных отраслях ремесел подобного рода — и они живут в этом
зримом мире зримым плодом (своего) ремесла, им они радуют и удовлетворяют самих
себя, радуют и удовлетворяют мать и отца, радуют и удовлетворяют ребенка и жену,
радуют и удовлетворяют друга и товарища, доставляют отшельникам и брахманам
благодатные подношения, связанные с небом, несущие счастье, ведущие на небеса.
Можно ли, господин, указать таким же образом зримый плод отшельничества в этом
зримом мире?'
— 'Можно, великий царь. Только я в таком случае задам тебе встречный вопрос,
чтобы ты ответил на него так, как сочтешь нужным.
35. Как ты думаешь, великий царь? Вот был бы у тебя слуга, раб, исполняющий
работу, рано встающий и поздно ложащийся, послушно выполняющий все, приятно
ведущий себя, сладкоречивый, не спускающий с тебя глаз. И он бы сказал себе:
'Сколь чудесны, сколь необычны пути заслуг и созревание плодов заслуг! Ведь этот
царь Магадхи Аджатасатту Ведехипутта — человек, и я — человек. Ведь этот царь
Магадхи Аджатасатту Ведехипутта будучи наделен и снабжен пятью признаками
чувственности, услаждается и я сказал бы, словно бог, — я же — его раб,
исполняющий работу, рано встающий, поздно ложащийся, послушно выполняющий все,
приятно ведущий себя, сладкоречивый, не спускающий с тебя глаз. Право, и я мог
бы совершить его заслуги. Ведь я мог бы сбрить волосы и бороду, надеть желтые
одеяния и, оставив дом, странствовать бездомным'. И со временем он может сбрить
волосы и бороду, надеть желтые одеяния и, оставив дом, странствовать бездомным.
Так, будучи странником, он станет жить, обуздывая тело, станет жить, обуздывая
речь, станет жить, обуздывая разум, довольствуясь самым ничтожным пропитанием и
рубищем, радуясь уединению. И люди смогли бы так сказать тебе о нем: 'Угодно ли
узнать тебе, божественный, что тот, твой слуга, раб, исполняющий работу, рано
встающий и поздно ложащийся, послушно выполняющий все, приятно ведущий себя,
сладкоречивый, не спускающий с тебя глаз — он, божественный, сбрил волосы и
бороду, надел желтые одеяния и, оставив дом, стал странствовать бездомным. Так,
будучи странником, он живет, обуздывая тело, живет, обуздывая речь, живет,
обуздывая разум, довольствуясь самим ничтожным пропитанием и рубищем, радуясь
уединению'. Сказал ли бы ты тогда так: 'Пусть этот слуга придет ко мне, пусть
снова будет рабом, исполняющим работу, рано встающим и поздно ложащимся,
послушно выполняющим все, приятно ведущим себя, сладкоречивым, следящим за моим
лицом'?
36. 'Совсем нет, господин. Мы напротив, приветствовали бы его, поднялись бы
навстречу, предложили сиденье, усадили, доставили ему все необходимое —
монашескую одежду, чашу для милостыни, обитель, лекарства для помощи больным, а
также подобающую ему охрану, ограду и защиту'.
'Как ты думаешь, великий царь? Если так, является ли это зримым плодом
отшельничества или нет?'
'Конечно, господин, если так, это является зримым плодом отшельничества'.
'Вот, великий царь, тебе указан мною первый зримый плод отшельничества в этом
зримом мире?'
37. 'А можно ли, господин, указать таким же образом еще другой зримый плод
отшельничества в этом зримом мире?'
— 'Можно, великий царь. Только я в таком случае задам тебе встречный вопрос,
чтобы ты ответил на него так, как тебе больше подходит. Как ты думаешь, великий
царь? Вот был бы у тебя слуга, земледелец, домоправитель, уплачивающий подать,
умножающий твои богатства. И он бы сказал себе: 'Сколь чудесны, сколь необычайны
пути заслуг и созревание плодов заслуг. Ведь этот царь Магадхи Аджатасатту
Ведехипутта — человек, и я человек. Ведь этот царь Магадхи Аджатасатту
Ведехипутта будучи наделен и снабжен пятью признаками чувственности,
услаждается, я сказал бы, словно бог, — я же еще земледелец, домоправитель,
уплачивающий подати, умножающий его богатства. Право, и я мог бы совершить его
заслуги. Ведь я мог бы обрить волосы и бороду, надеть желтые одеяния и, оставив
дом, странствовать бездомным'. И со временем, отказавшись от малого достатка или
отказавшись от большого достатка, отказавшись от малого круга родственников или
отказавшись от большого круга родственников, он может обрить волосы и бороду,
надеть желтые одеяния, и, оставив дом, странствовать