бездомным. Так, будучи
странником, он станет жить, обуздывая тело, станет жить, обуздывая речь, станет
жить, обуздывая разум, довольствуясь самим ничтожным пропитанием и рубищем,
радуясь уединению. И люди смогли бы так сказать тебе о нем: 'Угодно ли узнать
тебе, божественный, что тот твой слуга, земледелец, домоправитель, уплачивающий
подати, умножающий твое богатство — он, божественный, сбрил волосы и бороду,
надел желтые одеяния и, оставив дом, стал странствовать бездомным. Так, будучи
странником, он живет обуздывая тало, живет, обуздывая речь, живет, обуздывая
разум, довольствуясь своим ничтожным пропитанием и рубящем, радуясь уединению'.
Сказал ли бы тогда так: 'Пусть этот слуга придет ко мне, пусть снова будет
землевладельцем, домохозяином, уплачивающим подати, умножающим мое богатство?'
38. 'Совсем нет, господин. Мы напротив, приветствовали бы его, поднялись бы
навстречу, предложили сиденье, усадили, доставили ему все необходимое —
монашескую одежду, чашу для милостыни, обитель, лекарства для помощи больным, а
также подобающую ему охрану, ограду и защиту'
'Как ты думаешь, великий царь? Если так, является ли это зримым плодом
отшельничества или нет?'
'Конечно, господин, если так, это является зримым плодом отшельничества'.
'Вот, великий царь, тебе указан мною второй зримый плод отшельничества в этом
зримом мире'.
39. 'А можно ли, господин, указать таким же образом еще другой зримый плод
отшельничества в этом зримом мире — и прекраснее, и возвышеннее этих зримых
плодов отшельничества?'
'Можно, великий царь. В таком случае, великий царь, слушай тщательно и внимай
тому, что я скажу'.
'Хорошо, господин', — согласился с Блаженным царь Магадхи Аджатасатту
Ведехипутта. Блаженный сказал так:
40. 'Вот, великий царь, в мир приходит Татхагата — архат, всецело
просветленный, наделенный знанием и добродетелью, счастливый, знаток мира,
несравненный вожатый людей, нуждающихся в узде, учитель богов и людей, Будда,
Блаженный. Он возглашает об этом мироздании с мирами богов, Мары, Брахмы, с
миром отшельников и брахманов, с богами и людьми, познав и увидев их
собственными глазами. Он проповедует истину — превосходную в начале,
превосходную в середине, превосходную в конце, — в ее духе и букве, наставляет в
единственно совершенном, чистом целомудрии.
41. Эту истину слышит домохозяин, или сын домохозяина, или вновь родившийся в
каком-либо другом семействе. Слыша эту истину, он обретает веру в Татхагату. И
наделенный этой обретенной им верой, он размышляет: 'Жизнь в доме стеснительна,
это путь нечистоты, странничество же — как чистый воздух. Нелегко обитающему в
доме блюсти всецело совершенное, всецело чистое целомудрие, сияющее как
жемчужная раковина. Ведь я мог бы сбрить волосы и бороду, надеть желтые одеяния,
и, оставив дом, странствовать бездомным'. И со временем, отказавшись от малого
достатка или отказавшись от большого достатка, отказавшись от малого круга
родственников или отказавшись от большого круга родственников, он сбривает
волосы и бороду, надевает желтые одеяния, и, оставив дом, странствует бездомным.
42. Так, будучи странником, он живет сдержанный воздержанием предписаний для
отшельников, придерживаясь должного поведения, видя опасность в мельчайших
поступках, обязуется следовать заповедям и упражняется в их исполнении, наделен
добродетелью тела и добродетелью речи, чист в средствах существования, обладает
нравственностью, охраняет врата жизненных способностей, наделен способностью
самосознания и вдумчивостью, удовлетворен.
43. Как же, великий царь, монах предан нравственности? Вот, великий царь,
отказываясь уничтожать живое, и избегая уничтожать живое, без палки и без
оружия, скромный, полный сострадания, монах пребывает в доброте и сочувствии ко
всем живым существам. Это и есть часть его нравственности.
Отказываясь брать то, что не дано ему, избегая брать то, что не дано ему,
берущий лишь то, что дано, желающий лишь то, что дано, он пребывает чистый
сердцем, же зная воровства. Это и есть часть его нравственности.
Отказываясь от нецеломудрия, целомудренный он удаляется и воздерживается от
всеобщего обычая совокупления. Это и есть часть его нравственности.
44. Отказываясь от лживой речи, избегая лживой речи, он говорит правду,
связан с правдой, надежен, достоин доверия, не обманет людей. Это и есть часть
его нравственности.
Отказываясь от клеветнической речи, избегая клеветнической речи, он не
рассказывает в другом