направляет мысль к знанию об уничтожении греховных свойств. Он постигает в
согласии с истиной: 'Это страдание', постигает в согласии с истиной: 'Это
возникновение страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это уничтожение
страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению
страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это греховные свойства', постигает
в согласии с истиной: 'Это возникновение греховных свойств', постигает в
согласии с истиной: 'Это уничтожение греховных свойств', постигает в согласии с
истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению греховных свойств'. У него, знающего
так, видящего так, мысль освобождается от греховного свойства чувственности,
мысль освобождается от греховного свойства повторного существования, мысль
освобождается от греховного свойства невежества. В освобожденном возникает
знание, что он освобожден. Он постигает: 'Уничтожено вторичное рождение,
исполнен обет целомудрия, сделано то, что надлежит сделать, нет ничего вслед за
этим состоянием'.
Подобно тому, брахман, как если зрячий человек, стоя на берегу окруженного
горами озера, прозрачного спокойного, незамутненного, видит устриц и раковин,
песок и гальку, стаи рыб, двигающихся и останавливающихся, он может сказать
себе: 'Вот это озеро, прозрачное, спокойное, незамутненное, а в нем эти устрицы
и раковины, песок и галька, стаи рыб, что двигаются и останавливаются', — так же
точно, брахман, и монах с сосредоточенной мыслью — чистой, ясной, незапятнанной,
лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой —
направляет и обращает мысль к знанию об уничтожении греховных свойств. Он
постигает в согласии с истиной: 'Это страдание', постигает в согласии с истиной:
'Это возникновение страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это уничтожение
страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению
страдания', постигает в согласии с истиной: 'Это греховные свойства', постигает
в согласии с истиной: 'Это возникновение греховных свойств', постигает в
согласии с истиной: 'Это уничтожение греховных свойств', постигает в согласии с
истиной: 'Это путь, ведущий к уничтожению греховных свойств'. У него, знающего
так, видящего так, мысль освобождается от греховного свойства чувственности,
мысль освобождается от греховного свойства повторного существования, мысль
освобождается от греховного свойства невежества. В освобожденном возникает
знание, что он освобожден. Он постигает: 'Уничтожено вторичное рождение,
исполнен обет целомудрия, сделано то, что надлежит сделать, нет ничего вслед за
этим состоянием'.
Это жертвоприношение, брахман, — и менее трудно, и менее беспокойно, и более
плодоносно, и более достославно, чем предыдущие жертвоприношения. И нет,
брахман, других успешных свершений жертвоприношения, превосходнее и возвышеннее
этого успешного совершения жертвоприношения'.
28. Когда так было сказано, брахман Кутаданта так сказал Блаженному:
'Превосходно, почтенный Готама! Превосходно, почтенный Готама! Подобно тому,
почтенный Готама, как поднимают упавшее, или раскрывают скрытое, или указывают
дорогу заблудившемуся, или ставят в темноте масляный светильник, чтобы
наделенные зрением различали образы, так же точно почтенный Готама с помощью
многих наставлений преподал истину. И вот я иду как к прибежищу к Блаженному
Готаме, и к дхарме, и к сангхе монахов. Пусть же досточтимый Готама примет меня
как преданного мирянина, отныне и на всю жизнь нашедшего здесь прибежище. Вот,
почтенный Готама, я приказываю отпустить семь сотен быков, и семь сотен тельцов,
и семь сотен телок, и семь сотен коз, и семь сотен баранов, дарю им жизнь, и
пусть они поедают зеленую траву, и пусть пьют прохладную воду и пусть их овевает
прохладный ветерок'.
29. И вот Блаженный изложил брахману Кутаданте последовательную проповедь, а
именно — проповедь о даянии, проповедь о нравственности, проповедь о небе и
преподнес наставление о горечи, тщете и скверне чувственных удовольствий и о
преимуществах отречения. И когда Блаженный узнал, что брахман Кутаданта готов в
мыслях, смягчен в мыслях, непредвзят в мыслях, возвышен в мыслях, умиротворен в
мыслях, то он преподал наставление в истине, высочайшее для Будд: страдание —
возникновение — уничтожение — путь. И подобно тому, как чистая, свободная от
грязи одежда надлежащим образом принимает окраску, таким же образом у брахмана
Кутаданты на том самом сиденье возникло непорочное, свободное