не может противоречить истине'. 'Поэтому методическое исследование во всех сферах знания, если оно производится действительно научным образом и согласно нравственным нормам, по существу никогда не может противоречить вере; ибо земные реалии и реалии веры ведут свое начало от одного и того же Бога. Более того, тот, кто смиренно и постоянно старается проникнуть в тайну тварного мира, как бы ведется - хотя бы и не осознает этого - десницей Бога, Который поддерживает все существующее и делает его тем, что оно есть'.
159
Свобода веры
'Чтобы вера имела человеческий характер, ответ, который человек дает Богу своей верой, должен быть добровольным'; поэтому никого нельзя принуждать принимать веру вопреки своей воле. Ибо акт веры по самой своей природе доброволен'. 'Бог несомненно призывает человека служить Ему в духе и истине, в силу чего человек внутренне обязан совестью, но он не принуждается. (...) Это наивысшим образом проявилось в Иисусе Христе'. Действительно, Христос призывал к вере и покаянию, но совершенно никого не принуждал. 'Он свидетельствовал об истине, но не хотел силой навязать ее своим противникам. Его Царствие (...) растет любовью, которой Христос, вознесенный на крест, привлекает людей к Себе'.
160
Необходимость веры
Веровать в Иисуса Христа и в Пославшего Его ради нашего спасения необходимо, чтобы спастись. 'Без веры угодить Богу невозможно' (Евр 11,6) и невозможно принять удел сыновства, поэтому никто никогда не будет оправдан без веры и никто, кроме 'претерпевших до конца' (Мф 10,22;24,13), не получит жизни вечной'.
161
Стойкость в вере
Вера - это дар, который Бог дает человеку, ничего не требуя взамен. Мы можем потерять этот бесценный дар; апостол Павел предупреждает об этом Тимофея: 'Преподаю тебе (...) такое завещание, чтоб ты воинствовал (...) как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере' (1 Тим 1,18-19). Чтобы жить, расти и быть стойкими в вере до конца, мы должны питать ее Словом Божиим; мы должны молить Господа умножать в нас веру; она должна 'действовать любовью' (Гал 5,6) опираться на надежду и корениться в вере Церкви.
162
Вера - начало жизни вечной
Вера позволяет нам как бы предвкушать радость и свет блаженного видения - цели нашего земного странствования. Тогда мы увидим Бога 'лицом к лицу' (1 Кор 13,12), 'как Он есть' (1 Ин 3,2). Таким образом, вера уже есть начало жизни вечной:
163
Когда ныне мы созерцаем благословения веры, будто отражение в зеркале, это как если бы мы уже обладали чудесными благами, коими, как заверяет нас наша вера, в грядущем мы будем наслаждаться.
Ныне, однако, 'мы ходим верою, а не видением' (2 Кор 5,7) и знаем Бога 'как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (...) отчасти' (1 Кор 13,12). Вера озарена Тем, в Кого она верует, но живет она зачастую во тьме. Она может подвергаться испытаниям. Мир, в котором мы живем, часто кажется весьма далеким от того, в чем заверяет нас вера: опыт зла и страдания, несправедливости и смерти как будто противоречит Благой Вести; он способен поколебать веру и стать для нее искушением.
164
Когда это происходит, мы должны обращаться к свидетелям веры: к Аврааму, который 'сверх надежды поверил с надеждою' (Рим 4,18); к Деве Марии, которая в своем 'паломничестве веры' прошла путь до 'ночи веры', участвуя в страданиях Своего Сына и в ночи Его гроба; и к множеству других свидетелей веры: 'Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех, и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса...' (Евр 12,1-2).
165
Статья вторая
Веруем
Вера есть личный акт - свободный ответ человека на инициативу открывающего Себя Бога. Но вера не есть изолированный акт. Никто не может веровать в одиночку, как никто не может жить в одиночку. Никто не дал веру сам себе, как никто не дал жизнь сам себе. Верующий получил веру от других и должен передать ее другим. Наша любовь к Иисусу и людям призывает нас говорить другим о своей вере. Каждый верующий - словно звено в великой цепи верующих. Я не могу верить без поддержки от веры других, а своею верой я помогаю поддерживать их веру.
166
'Верую' - такова вера Церкви, исповедуемая лично каждым верующим, главное - во время крещения. 'Веруем' - это вера Церкви, исповедуемая епископами, собравшимися на соборе или, более широко, во время литургического собрания