верующих. 'Верую' - это также ответ, который Церковь, Матерь наша, дает Богу своей верою, уча нас говорить: 'Верую', 'Веруем'.
167
I. 'Призри, Господи, на веру Твоей Церкви'
Прежде всего именно Церковь верует и тем самым поддерживает, питает и укрепляет веру каждого из нас. Прежде всего именно Церковь повсюду исповедует Господа ('Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь' - поем мы в 'Те Deum' [Тебя Бога хвалим]), и мы - с нею и в ней - стремимся и приходим тоже к исповедованию: 'Верую', 'Веруем'. Через Церковь мы обретаем веру и новую жизнь во Христе таинством крещения. В римском обряде священник, совершающий крещение, спрашивает того, кто принимает таинство: 'Чего просишь ты у Церкви Божией? - Ответ: - Веры. - Что дает тебе вера? - Жизнь вечную'.
168
Спасение приходит только от Бога: но жизнь веры мы получаем через Церковь, и поэтому она - наша Матерь: 'Мы верим Церкви, как матери нашего нового рождения, а не в Церковь, как в причину нашего спасения'. Будучи нашей Матерью, она одновременно воспитательница нашей веры.
169
II. Язык веры
Мы верим не в формулы, а в реальности, ими выражаемые, к которым вера позволяет нам 'прикоснуться'. 'Исповедание (веры) верующего не останавливается на словесном провозглашении, но на реальности провозглашаемого'. Однако к этим реальностям мы приближаемся при помощи формул веры. Они позволяют выражать и передавать веру, торжественно провозглашать ее в общине, усваивать ее и все более и более жить ею.
170
Церковь, 'столп и утверждение истины' (1 Тим 3,15), верно хранит 'веру, однажды переданную святым' (Иуд 3). Именно она хранит память слов Христовых, именно она передает от поколения к поколению апостольское исповедание веры. Как мать учит детей говорить и тем самым понимать и общаться, Церковь, наша Мать, учит нас языку веры, чтобы ввести нас в разумение и жизнь веры.
171
III. Одна вера
На протяжении веков, сквозь бесчисленное множество языков, культур, народов и наций, Церковь не перестает исповедовать единую свою веру, полученную от единого Господа, передаваемую единым крещением, коренящуюся в уверенности, что все люди имеют единого Бога и Отца. Св. Ириней Лионский, свидетель этой веры, говорит:
172
'Действительно, Церковь, хотя она и рассеяна по всему миру до концов земли, получив веру от апостолов и их учеников (...) хранит [эту проповедь и веру] заботливо, как если бы жила в одном доме, верует одинаково, как если бы имела одну душу и одно сердце, и проповедует их, преподает и передает в один голос, как если бы обладала одними устами'.
173
'Ибо, хотя языки различаются в разных краях света, содержание Предания есть одно и то же. И ни Церкви, находящиеся в Германии, не имеют иной веры или иного Предания, ни те, что у иберийцев, ни те, что у кельтов, ни Церкви Востока, Египта, Ливии, ни те, что живут в самом средоточии мира...'. 'Итак, благовестие Церкви истинно и крепко, ибо в ней единый путь спасения является во всех концах земли'.
174
'Эту веру, полученную нами от Церкви, мы храним заботливо, ибо она неустанно, действием Духа Святого, словно драгоценный залог, помещенный в прекрасном сосуде, молодеет и заставляет молодеть и сосуд, который ее содержит'.
175
КОРОТКО
Вера есть личное соединение всего человека с Богом, открывающим Себя. Она означает принятие разумом волей Откровения Богом Себя, которое он даровал Своими действиями и словами.
176
Вера, таким образом, имеет две точки опоры: личность и истину; мы видим истину потому, что верим тому, кто о ней свидетельствует.
177
Мы недолжны веровать ни в кого иного, кроме Бога-Отца, Сына и Святого Духа.
178
Вера есть сверхъестественный дар Божий. Чтобы веровать, человек нуждается во внутренней помощи Духа Святого.
179
Вера есть действие человека, сознательное и свободное, соответствующее достоинству человеческой личности.
180
Вера есть акт церковный. Вера Церкви предшествует нашей вере, рождает ее, поддерживает и питает. Церковь - мать всех верующих. .
181
.182
Вера необходима для спасения. Сам Господь утверждает: (Мк 16,16).
183
.184
Символ веры
Апостольский
символ веры
Никео - Константинопольский
символ веры
Верую в Бога,
Отца Всемогущего,
Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа,
Единственного Его Сына,
Господа нашего,
Который был зачат
Святым Духом,
рожден Девой Марией,
страдал при Понтии Пилате,
был распят,
умер и был