Неизвестен

Катехизис (глава 1)

свободным решением Бог открывает и отдает Себя человеку. Он делает это, открывая Свою Тайну, Свой благой Замысел, предвечно задуманный Им во Христе ради всех людей. Он открывает Свой Замысел во всей полноте его, посылая Возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святого.

50

Статья первая

Откровение Божие

I. Бог открывает Свой 'благой замысел'

'Богу угодно было во всей Премудрости и Благости Своей открыть Себя Самого и поведать Тайну Своей воли, благодаря которой люди, через Христа, Слово Воплощенное, в Духе Святом достигают Отца и становятся причастными естеству Божию'.

51

Бог, 'Который обитает в неприступном свете' (1 Тим 6,16), желает сообщить Свою Собственную Божественную жизнь людям, свободно Им сотворенным, чтобы в едином Сыне Своем усыновить их. Открывая Себя, Бог хочет дать людям способность ответить Ему, познавать Его и любить Его превыше всего, на что они сами по себе способны.

52

Божественный замысел Откровения осуществляется одновременно 'в действиях и в словах, тесно связанных между собой и освещающих друг друга'. Замысел требует особой 'божественной педагогики': Бог открывает Себя человеку постепенно, Он поэтапно готовит его к восприятию сверхъестественного Откровения о Себе Самом, которое достигнет высшего совершенства в Лице и деле Воплощенного Слова - Иисуса Христа.

53

Св. Ириней Лионский очень часто говорит об этой божественной педагогике, изображая ее как взаимное привыкание Бога и человека: 'Слово Божие обитало в человеке и сделалось Сыном Человеческим, чтобы приучить человека понимать Бога и приучить Бога жить в человеке, по воле Отца'.

II. Этапы откровения

С самого начала Бог позволяет Себя познавать 'Бог, сотворивший и сохранивший все Словом, в сотворенных вещах дает людям непрерывное свидетельство о Себе Самом; желая, кроме того, открыть путь высшего спасения, Он открыл Себя с самого начала нашим прародителям'. Он призвал их к глубинному общению с Ним, облачив их в сияние благодати и правды.

54

Это Откровение не было прервано грехом наших прародителей. Ведь Бог 'после грехопадения обещал им искупление и ободрил их надеждой спасения; Он беспрестанно проявлял заботу о роде человеческом, чтобы даровать жизнь вечную тем, кто через постоянство в добре ищет спасения'.

55

'Когда же, ослушавшись, он утратил Твою близость. Ты не оставил его во власти смерти. (...) Ты многократно предлагал людям союз'.

Завет с Ноем

После того как единство рода человеческого было разорвано грехом, Бог старается прежде всего спасти человечество через каждую из его частей. Завет с Ноем после потопа выражает принцип Божественного домостроительства по отношению к 'народам' - то есть людям, объединенным 'по языку своему, по племенам своим, в народах своих' (Быт 10, 5).

56

Этот порядок - одновременно космический, социальный и религиозный - множественности народов, доверенный Божественным Провидением попечению ангелов, предназначен для того, чтобы положить пределы гордости падшего человечества, которое, в единомыслии зла, решило воссоздать свое единство собственными методами на манер Вавилонской башни. Но по причине греха многобожие и идолопоклонство народа и его вождя постоянно ставят это временное домостроительство под угрозу языческого извращения.

57

Завет с Ноем действует до тех пор, пока продолжаются языческие времена, до повсеместного провозглашения Евангелия. Библия отдает дань почтения некоторым великим фигурам 'народов' - таким, как 'праведный Авель', царь и священник Мелхиседек прообраз Христа, или праведные 'Ной, Даниил и Иов' (Иез 14, 14). Так, Писание говорит нам о том, каких высот святости могут достигнуть те, кто живет согласно Ноеву Завету в ожидании времен, когда Христос 'рассеянных чад Божиих соберет воедино' (Ин 11, 52).

58

Бог выбирает Авраама

Чтобы собрать разбросанное человечество, Бог избрал Аврама, призвав его 'из земли своей, от родства своего и из дома отца его' (Быт 12,1), чтобы сделать из него Авраама, то есть 'отца множества народов' (Быт 17,5): 'И благословятся в тебе все племена земные' (Быт 12,3).

59

Народ, происшедший от Авраама, будет хранителем обетования, данного патриархом, избранным народом - призванным подготовить будущее воссоединение всех детей Божиих в единстве Церкви он будет корнем, на который будут привиты язычники, ставшие верующими.

60

Патриархи, пророки и другие действующие лица Ветхого Завета были и всегда будут почитаемы