с достижением самдхи единения, хотя бывает и такое. Но практика не заканчивается с выходом из самадхи - ведь мы возвращаемся в тело и мир, в котором нам надо еще жить , поддерживать свое существование и взаимодействовать с окружающей действительностью.
Первые практикующие и приверженцы Майявады старались уйти из этого мира в глубочайшем самадхи или поддерживали свое существование на грани возможного, готовые умереть в любой момент и войти в Абсолют, связь с которым старались не прерывать, полностью отдалившись от внешнего мира в лесу, пещере или келье. Эти направления практик, призванные к достижению личного совершенства, относятся к Хинаяне, Малой Колеснице, способной привести к достижению высшего идеала быстро, лишь отринув внешний мир и все связи с ним. Но из жизни в жизнь, идущие по пути Хинаяны, ищут избавления от страданий и этого проявленного мира. И в каждой жизни они вновь и вновь ищут Путь и средства достижения своей цели, слепо следуя инстинкту поиска истины, ведомые внутренним стремлением, пробуждаемым чем-то внутри.
Но как не совершенны в своем отрицании философии Майявады и реальности лишь Абсолюта и Нирваны, этот мир и жизнь в нем остается на веки реальностью, сковывающей нас со всех сторон, навязывающей нам свои законы, правила жизни и промежуточные цели. И эта реальность, как бы не отрицали ее последователи определенный мировоззрений, накладывает свои отпечатки на их жизнь, понуждает к определенным действиям в этом мире, расширению нигилистической философии до принятия этого мира и, в конечном счете, пусть не к сознательному, но признанию необходимости этого мира как поля духовного развития и фактической действительности, с которой приходится считаться.
Общее сознание человечества так же расширяет свои границы, понимание и общие принципы социальной жизни, прогрессирующие с течением эпох в сторону все большего единства и равенства индивидуальных существ. По мере. Расширения мировосприятия и общей зрелости человеческой расы, становится менее актуальной и возвышенной идея личного освобождения и ухода в непроявленный мир. Появляются зрелые души, не способные удовлетвориться личным избавлением от страданий, оставив этот мир, и все живые существа в нем, во тьме, неведении и страданиях внешнего существования.
Сама уступка состраданию, обету спасать все живые существа, пока последнее из них не войдет в Маханирвану, отрицает иллюзорность этого мира, не объясняет его существование, а в конечном счете, если быть объективным, утверждает эволюционирующий принцип, цель которого достичь и низвести высший мир, Нирвану, Сат-Чит-Ананду в этот видимый материальный мир, так как очевидно, что спасать все живые существа придется бесконечно длительное время, и проще преобразовать этот мир, низвести Высшее Сознание и сделать достижимым для эволюционирующего сознания как принцип материальной жизни, верхом которого сейчас является разум и человеческое существо.
Но человеческое сознание инертно по своей основе, узко и фанатично. Поэтому, не смотря на очевидные факты и недостатки старых теорий, признающих реальность лишь за трансцендентным и неподвижным Сознанием, появляются новые направления философий, пытающиеся примирить очевидные факты и интуитивное понимание со старой доктриной и традицией. Таким образом появляются учения Махаяны, Ваджраяны и Тантры, которые допускают реальность проявленного и использования его средств и энергий для жизни, реализации и наслаждения, но как временного допущения на пути к всеобщему растворению в Абсолюте. Даже идея непрерывного спасения и служения всем живым существам, подразумевающая и собственное постоянное возрастание в духе, обретения святой земли и святой эпохи в этом мире, преобразования сознания людей до божественного принципа и божественной жизни здесь, все еще принимается в рамках старой нигилистической традиции и упорном отрицании реальности этого мира, созданного, согласно этой теории, падением божественной искры, истинного эго из своего источника или нереальными образами иллюзорного восприятия.
Но не смотря на все эти противоречия в старой традиции Сила, которая правит мирами, действует в нас и наполняет наши души, явно и мощно завладела духовным миром и идеями всеобщего спасения, продвигаясь от идей Махаяны, Большой Колесницы, к идее физического воплощения высшего сознания и бессмертной жизни в преобразованном Высшей Силой пространстве Земли.
Таким образом принцип силы, Божественной Энергии, выходит на передний план. Мало кто может достичь духовной реализации основываясь лишь на силе своего