в сложных условиях. Дело в том, что при Аменемхете III строились пирамиды с замысловатыми коридорами, с десятками тупиков, ям-ловушек и ложных камер. Так, близ пирамиды в Фаюме, где похоронен он сам, был сооружен погребальный храм с такими запутанными ходами, что еще древние греки называли его 'лабиринтом'. Не удивительно, что долгое время археологам не удавалось разгадать тайну саккарской пирамиды, хотя такие попытки предпринимались неоднократно. Впрочем, как считают ученые, вполне возможно, что нынешняя находка - не последняя' (Пересада В. Пирамиды и лабиринты. Правда. 1982. - 10 марта. - С. 6).
Грандиозность пирамид символизировала вечность и неизменность верховной власти. О том гласила и надпись на фронтоне главного сооружения: 'Все на земле боится времени, а время боится пирамид'. Эти каменные исполины создавались ценой неисчислимых жертв: 100 000 рабов в течение 20 лет осуществляли замысел деспота.
Первые известные рисунки лабиринтов в Египте сохранились на печатях из Мемфиса, относящихся к эпохе строительства великих пирамид (3000 лет до н. э). Справа в лабиринте изображен фараон IV династии. Выходит, что идея лабиринта существовала в Египте задолго до сооружения лабиринта Аменемхета III.
Один из прекраснейших древнегреческих мифов также связан с лабиринтом. Критский царь Минос приказал знаменитому художнику и архитектору Дедалу построить лабиринт. В этот лабиринт, с бесчисленными коридорами, тупиками и переходами, Минос поселил Минотавра - кровожадное чудовище с человеческим телом и головой быка - и потребовал от афинян, убивших его сына, раз в 9 лет присылать на съедение чудовищу семерых сильнейших юношей и семерых красивейших девушек. Их отводили в лабиринт, и юные афиняне, блуждая там, становились жертвами Минотавра. Когда афиняне готовили кровавую дань в третий раз, сын афинского царя Эгея, Тесей, задумал освободить родной город от позорной и жестокой обязанности. Вместе с очередной группой жертв Минотавра он отбыл на Крит с целью убить чудовище. Корабль в знак траура отплыл под черным парусом с условием, что в случае победы спасенные афиняне возвратятся под белым парусом, имевшемся на корабле.
Дочь Миноса Ариадна полюбила мужественного Тесея и решила помочь ему в уничтожении Минотавра. Взяв у Дедала волшебный клубок ниток, с помощью которого можно было найти выход из лабиринта, Ариадна передала его Тесею. Он привязал у входа в лабиринт конец нити и отправился на поиски чудовища, постепенно разматывая клубок. (В других вариантах этого мифа клубок, сам катился до того отдаленного места, где жил Минотавр.) Поединок закончился победой Тесея, который затем при помощи нити Ариадны вышел из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных.
На обратном пути в Афины герой забыл сменить парус на белый. Эгей, увидев черный парус - знак гибели сына, бросился в море, которое поэтому и стали называть Эгейским. Узнав о роли Дедала в победе Тесея, Минос заключил художника вместе с сыном Икаром в лабиринт. Они были освобождены женой Миноса. Сделав крылья из скрепленных воском перьев, Дедал вместе с Икаром улетели с острова. В пути Икар поднялся слишком высоко, солнце растопило воск, и юноша упал в море, которое впоследствии назвали Икарийским.
Миф о критском лабиринте преисполнен веры в могущество человека, отстаивающего справедливость в борьбе со злом.
В 1900 г. английский археолог Артур Эванс провел раскопки на северном побережье острова Крит, где обнаружил воспетый в Гомеровой 'Одиссее' и многократно упоминаемый в мифах главный город острова - Кносс и кносский дворец-лабиринт. Его архитектура поражает замысловатым чередованием самых разнообразных строительных элементов и отсутствием какой бы то ни было четкости и симметрии. На каждом шагу множество неожиданных переходов, причудливых лестниц и коридоров.
В 1941 г. Крит захватили немецкие фашисты, и музей дворца-лабиринта сгорел вместе со всеми находками экспедиции Эванса.
В древности изображение лабиринта было своеобразной эмблемой Крита. Очертания лабиринтов встречаем на печатях, которыми скреплялись государственные документы, а также на монетах.
Очевидно, что на таких важных государственных атрибутах, как печати и деньги, изображались символы, несущие информацию о каких-то очень важных событиях.
Ученые считают, что в мифе о Тесее и Минотавре отражены реальные драматические эпизоды династической или дворцовой борьбы за власть.
Один из вариантов исторической предпосылки мифа предложил В. И. Левин в книге 'Свидетели Каповой пещеры' (М.: Дет. лит., 1982. - 222 с.)
И на территории