Неизвестен

Каменные лабиринты Севера

сохранивших знания о лабиринтах и их использовании. Они себя считают хранителями земной цивилизации, в их распоряжении находятся каменные таблички, на которых записано прошлое и предсказания о будущем Земли. В соответствии с их верованиями несколько земных цивилизаций уже погибло из-за того, что люди превыше ценностей планеты ставили свои корыстные интересы (10).

Мы являемся жителями четвертой по счету цивилизации, которая, по утверждению Хопи, также стоит на краю гибели. Будущее Земли зависит от того, какую позицию займет большинство людей. Согласно преданиям Хопи, наша планета уже три раза уничтожалась богами, так как люди переставали следовать планам Творца. Последний раз она была уничтожена потопом, что имеет интересные параллели с Библией. А сами Хопи — потомки сохраненных богами праведников из предыдущих уничтоженных цивилизаций (в переводе «Хопи» означает правильные люди). Весь смысл их жизни состоит в выполнении сложных религиозных обрядов, которые, как они верят, поддерживают гармонию земной ноосферы и спасают ее от уничтожения. Во всем этом лабиринты играют важную роль.

На рисунке (рис. 3) изображены два лабиринта индейцев Хопи, использовавшихся для инициации и обрядов поддержания экологического равновесия на нашей планете (11). Показанные на рисунке квадратная и круговая формы лабиринтов являются у Хопи символами матери Земли.

Квадратный тип лабиринта состоит из двух раздельных частей (рис. 3а). Первая начинается из центра и символизирует рождение, приход человека в материальную реальность. Этот путь показан тонкой пунктирной линией, направленной наружу. Его начало соответствует моменту зачатия. Если лабиринт перевернуть так, чтобы выход был направлен вверх, вы увидите, что центральная линия как бы охвачена рукой, рукой матери, поддерживающей ребенка.

Рис. 3 Два лабиринта североамериканских индейцев Хопи

А. 7-уровневый, путь рождения и путь телесной реинкарнации

Б. 8-уровневый, жизненный путь кармической реализации в соответствии с планами творца

Вторая, наружная часть лабиринта описывает уход человека из этого мира. Этот путь начинается снаружи и заканчивается в центре, в области, соответствующей переходу в загробное существование. Это соответствует древним представлениям о посмертном существовании человека, которое, вплоть до следующего рождения, проходит в тонкоматериальных мирах бардо за пределами нашей реальности. Так как плоскость лабиринта символизирует наш трехмерный мир, эта часть пути символически выносится в третье измерение, образуя петлю, замыкающую две изолированные центральные области (рис. 4).

Рис. 4. Замыкание двух путей в 7-уровневом лабиринте Хопи через 4-е измерение

Как видно из рисунка, она включает три последовательных стадии бардо, подробно описанные в Тибетской книге мертвых (3). Последняя стадия, Сидпа Бардо, завершается очередным возвращением в один из шести миров Сансары, вхождением в лоно и последующим рождением — соответственно, выходом из Лабиринта.

Подобная же символика находит свое отражение и в архитектуре Кива (kiva) — традиционных храмов Хопи. Они представляют собой одноэтажный дом, выходом из которого служит отверстие в потолке. Под ним находится небольшое отверстие в полу, символизирующее матку — место, откуда человек появляется в нашем мире. Соответственно, внутреннее пространство Кива является образом нашего Земного мира, а отверстие в крыше олицетворяет переход в иные миры и завершение очередного цикла существования.

Круговой тип (рис. 3б) несколько отличается по дизайну и значению. Он олицетворяет универсальный план создателя, которому человек должен следовать всю жизнь. Тому, кто следует этому плану Творца, гарантируется двойная защита, или возрождение после очередного апокалипсиса (это символизируется матерью, обнимающей дитя).

Крест в центре кругового лабиринта символизирует Отца-Солнце, источник жизни, а также Мировое дерево — ось вселенной, связывающую воедино все материальные и тонкоматериальные миры. Оно как бы прорастает через его центр и уходит в другие измерения пространства и времени. Этот же лабиринт используется и в ритуальной геомантии, когда священник Хопи делает вокруг деревни четыре борозды, чтобы согласовать эту землю с универсальным планом Творца. Он же находит свое отражение в архитектуре Кива — традиционных храмов Хопи.

Данный лабиринт обладает архетипическими свойствами, т.е. его можно встретить в традициях самых разных народов Северной и Южной Америки и даже Европы. Так, его изображения встречаются на древнейших критских монетах (лабиринт Дедалуса,