флейты, падающей воды, жужжание, звук океанского прибоя и звуки, подобные тем, что издают сверчки и птицы. Продолжая отрабатывать эту технику, вы услышите еще более тонкие звуки редких тональностей. Однако совершенно необходимо помнить о концентрации внимания, иначе звуки быстро улетучатся.
Вот как Шива, божество йогов, говорит о звуковом потоке и медитации на нем в книге “Ш.ива-самхита”*:
Первый звук похож на жужжание пчелы, напившейся меда. Следующий звук похож на флейту, еще один — на арфу, после этого, путем постоянных упражнений в йоге — оружии разрушения темноты мира, он слышит звон колоколов, затем грохот, подобный грому. Если прислушаться к этому звуку, освободясь от страха, ты будешь поглощен, о возлюбленный мой!
Когда разум йога переполнен этим звуком, он полностью забывает обо всех внешних вещах, поглощенный этим звуком.
Такими занятиями йогой он завоевывает все три качества (т. е. хорошее, плохое и безразличное) и, будучи свободен от всех состояний, он погружен в чистое сознание.
Когда вы медитируете в звуковом потоке, вы сначала настраиваете свое внимание собственно на звук, а затем и на источник звука. По мере занятий вы обнаружите, что так плотно слились со звуковым потоком, что невозможно сказать, где заканчиваетесь вы и где начинается звук. Вы пройдете через много измененных состояний и окажетесь в повы-
* Рай Бахадур Шриса Чандра Васу,Шива-самхита (New Delhi: Oriental Books Reprint Corporation, 1979).
шенном состоянии осознания. Помните, что все это делается для того, чтобы освободить энергию и чтобы вы могли остро чувствовать каждое мгновение. Явления, какими бы яркими и захватывающими они ни были, приходят и уходят.
Явления, связанные с нада, не похожи ни на что другое. Единственный способ понять, что значит прислушиваться к звуковому потоку, — это попробовать самому. Никакие другие объяснения не помогут. Звуки, которые вы услышите, не похожи ни на что. Купаться всем своим существом в редких вибрациях звукового потока — одно из самых приятных ощущений, которые вы можете испытать. Ключ к успеху в этой технике, как и во всех других, — это настойчивость и неустанный поиск полного внимания. Вы обнаружите, что звуки очень ускользающие. Они приходят и уходят, они исчезают, они меняются, они стихают, они грохочут.
Занимайтесь медитацией в звуковом потоке по меньшей мере 15 минут. Лучше дольше, потому что полезно развивать свою способность концентрироваться и остро ощущать происходящее. После упражнения расслабьтесь на несколько минут. Сознание, подобно змее, забывает о своем непостоянстве,— слушая нада, оно никуда не убегает*.
* Панчам Сингх, Хатха-йога-прадипика (New Delhi: Oriental Books Reprint Corporation, 1980)
Нада-йога и центральный канал
Последний шаг в медитации Кундалини — это сплав всех техник. После занятий медитацией по чакрам и медитацией серебряного шнура продолжайте сидеть и начните медитацию в звуковом потоке. Через несколько минут погружения в звуковой поток одновременно обратите свое внимание на центральный канал, проходящий по позвоночнику. Не обязательно представлять себе серебряный шнур, просто почувствуйте восходящее движение в канале в вашем позвоночнике, продолжая слушать звуковой поток. Внимательно прислушивайтеськ звуковому потоку и ощущайте центральный канал. Вы увидите, что вы можете делать и то, и другое одновременно.
При условии, что вы выработали хорошую технику медитации и сосредоточиваете внимание в максимально полной мере, вы найдете такой способ медитации совершенно замечательным. Концентрация на центральном канале подключает ваше внимание к сердцевине вашей энергетической системы, а концентрация на звуковом потоке погружает вас в Источник всей энергии и разума. Такое сочетание обладает огромной силой. Этот метод способен высвободить мощный поток энергии, направляя его через все ваше существо. Занимайтесь как минимум 15 минут после медитации по чакрам и медитации серебряного шнура, по мере возможности увеличивая продолжительность медитации. Вы увидите, чточерез какое-то время вы легко сможете погружаться в Источник всей энергии. Это и есть ваша цель.
Куда идти дальше?
Приятно любоваться горой издалека, но взобраться на нее и, стоя на вершине, оказаться вдалеке от тихого уюта — нечто совсем иное. Точно так же может быть интересно читать о Пяти Тибетцах и различных формах медитации и думать об энергетических потоках в теле и сознании и об огромном потенциале человека. Совсем другое —на практике заниматься тем, что описано в этой книге. Чтение об этих йогических энергетических