Кристофер С. Килхэм

Пять Тибетских Жемчужин

в Тибете. Однако проблема, с которой мы тут имеем дело, вовсе не в происхождении Пяти Тибетцев. Дело в том, что эти упражнения, вполне обычные с точки зрения йогической практики, обладают неизмеримой потенциальной ценностью для тех, кто мог бы посвятить им хотя бы десять минут ежедневной практики.

МОДИФИКАЦИИ

Я считаю своим долгом сказать, что, приступив к практике этих упражнений, я модифицировал Пять Тибетцев в одном очень важном отношении. Как пишет Питер Кэлдер в своей книге, в упражнения не были включены указания о том, как следует дышать при их выполнении*

* “Take Charge of Your Health”.

** “Inner Power: Secrete from Tibet and Orient”.

*** Вниманию практикующих упражнения Питера Кэлдера:

Я думаю, что это была либо ошибка, либо сознательное опущение. Изучая всевозможные методы йоги, я никогда не встречал ни одной техники, где есть движения, в которую не были бы включены также указания по регуляция дыхания. Все индийские, тибетские и китайские разновидности йоги, которые я когда-либо изучал, всегда наряду с движением указывают на то, как надо при этом дышать. Дыхание представляет собой существенный аспект йогической практики. Мне представляется, что отсутствие информации о дыхании в книге Кэлдера является результатом убеждения, вообще присущего оккультистам и спиритам начала века и заключающегося в том, что непосвященным можно передавать лишь неполную истину. Эту установку можно распознать в большинстве теософских текстов, в том числе в работах Алисы Бейли и других духовных и оккультных писателей того периода. В определенной степени такая установка все еще преобладает. Оправданием тому, что в определенных случаях нельзя передавать полную истину, всегда было то, что люди, не получающее личных инструкций по йогическим методам со стороны гуру или мастеров, могут причинить себе вред, поскольку эти методы обладают большой потенциальной силой.

Или, того хуже, эти люди могут нарушить освященные временем правила входа во внутренние круги сообщества тех, кто, будучи посвященным, практикует йогу, обучая ей других, и могут начать — если таким будет их выбор — обучать других ответственным техникам, не получив разрешения со стороны гуру и других самопровозглашенных мастеров, как это делают многие приверженцы йоги. Поэтому публике нужно дать достаточно информации о методах йоги, чтобы она могла заинтересоваться ею, но скрыть определенную ключевую информацию, оставив ее лишь для тех, кто готов отдать свою жизнь и душу гуру. Лично я нахожу такие рассуждения в лучшем случае неправильными и вводящими в заблуждение, а в худшем — это просто низкопробный вздор.

Лично я считаю, что если метод представляет собой ценность и приносит пользу, то долг и обязанность любого подлинного учителя — передать это знание в полном объеме тем, кто в этом заинтересован. Такие знания нельзя скрывать и ограничивать, а также использовать их как еженедельное поощрение для тех сторонников, которые “проя-

В изданной “Софией” книге указания о дыхании все-таки приведены. Это авторизованный перевод Андрея Сидерского, учителя Йоги очень высокого уровня. — Прим. ред.

вили себя на деле”. Более того, даже в передаче кому бы то ни было наиболее мощных физических методов заключается лишь очень небольшая опасность, потому что такие методы могут оказать глубокий или продолжительный эффект лишь в том случае, если будут практиковаться постоянно и в течение длительного времени.

Даже те люди, которые по-настоящему искренне и с полной отдачей занимаются йогой, находят трудным поддерживать непрерывную йогическую практику. Те же, кто не привержен йоге, или те, кто изучает методы йоги с целью накопить силу, чтобы затем злоупотреблять ею, почти всегда оказываются разочарованными и просто прекращают практику. Наиболее вероятно, что продолжать свои занятия будут лишь те, кто практикует йогу с целью оздоровления. Так что процесс естественного отбора присущ самой природе йогической практики. Поэтому людям следует давать все. Делитесь всеми методами, которые у вас есть, и ничего не удерживайте. Те, кто практикует, занимаясь постоянно и тщательно выполняя все упражнения в течение длительноговремени, обязательно извлекут из этого для себя пользу. Те же, кто не могут практиковать таким образом, уйдут из йоги и найдут другие занятия, которые будут представлять для них интерес и которым они смогут посвятить все свое время.

Для того чтобы не допустить ошибок или опущений, я со всей тщательностью, на которую только был способен, описал и добавил к Пяти Тибетцам регулируемое дыхание, чтобы максимально