простейший планер.
Всем известна золотая крылатаябезделушка ,
хранящаяся в Колумбийском национальном банке. Ей около или более
тысячи лет. Думали, что это рыбака или насекомое, изваянное в золоте.
Но геолог Андерсен догадался отдать древнюю вещицу н экспертизу
авиастроителям, и те, продув золотую модель в аэродинамической трубе,
зафиксировали: 'Летные качества модели превосходные, настоящий
аппарат, построенный по данным продувки, мог бы летать с большой
скоростью, быть маневренным и простым в
правлении'.
В конце XIX века, раскапывая богатое египетское погребение, археологи
нашли маленькую скульптуру из сикомора (сикомор- твердое дерево типа
граба). Она похожа на птицу. Ее и приняли за скульптурное изображение
птицы. Многие ученые-зоологи старались ра гадать, к какому же
пернатому племени принадлежит она? Но она даже близко не подходила ни
к какому роду и виду. Бросили скульптурку, забыли. Почти 60 лет она
провалялась в музее под стеклом вместе с древними черепками.
Недавно ею заинтересовался кипрский профессор Халил Мессих. Зоркий
глаз ученого разглядел, что 'птичка' чересчур обтекаемая, у нее
оригинально изогнуты опущенные крылья, а самое главное, есть то, чего
нет у других пернатых,- вертикальная деталь на хв стовом оперении,
напоминающая руль поворота современных аэропланов.
Долго и внимательно изучал Мессих находку археологов и наконец заявил всему миру:
* Это не птица, а миниатюрная модель планера!
*'Если гипотеза доктора Мессиха подтвердится,- писал бюллетень 'Новости
ЮНЕСКО',- это будет означать, что уже древние египтяне знали законы
полета'.
Профессор не остановился на предположении. Он построил из легких
материалов большую модель планера, повторив точно и полностью
конструктивные особенности древней скульптуры 'птицы', и в ясный
маловетреный день запустил модель в воздух. Планер Халила ессиха
совершил успешный полет.
Примеров достаточно для предположения: древние строили легкие
безмоторные летательные аппараты.
Где же они могли применяться?
Там, где в любое время суток и года имеются восходящие потоки
(термики, 'волны', подсос облаков) способные удержать и поднять на
своих могучих 'плечах' планер.
Одним из таких идеальных мест и являются крутые склоны Анд,
расположенных в Перу, от океанского побережья до каменистого плато
пустыни Наска. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть
на метеорологические карты и графики вертикальных разр зов погоды
данного района.
На одном из склонов Анд, выходящих к океану начертан огромный знак-
трезубец. Он виден и с воды и с воздуха, то есть с малых и больших
высот. Я вижу начертанными не три зуба, а три птичьих пера- символ
легкости, полета. И стремятся перья вверх. Посмо рите, они как три
силы тяги, вцепившиеся в носовую часть и консолей вписанного в знак
силуэта двухкилевого летательного аппарата. Вполне возможно, что это
знак для потерявшего высоту планериста: 'Иди сюда, здесь всегда мощный
восходящий поток'.
Попадаются рисунки странных подпрыгивающих существ- возможно, они
предупреждают планериста о неравномерности потока.
От трезубца в глубь страны тянется прямая белая, хорошо видимая только
с воздуха линия. Она идет через горы и долы и заканчивается на подходе
к горному плато Наска.
По-моему, это линия наибольшего 'благо действия' вертикальных
воздушных потоков, спрямленная в рамках здравого смысла.
Если современный планер, например, выпарив у склона, обозначенного
трезубцем, полетит по этой линии, он не потеряет высоту, а сможет
набрать ее до 3-4 тысяч метров, а при благоприятных погодных условиях
забраться и выше. Значит, при среднем аэродинам ческом качестве 15-20
(современные планеры имеют качество до 50, но предположим, что древние
этого достичь не сумели) возможен полет планера в радиусе 60-80
километров только за счет снижения, при парении же- до нескольких сот
километров. Представим: планер никуда не повернул, прилетел на плато
Наска. Что его здесь ожидает? Вот 'посадочные полосы', предлагающие
услуги для приземления практически с любым курсом. Их направления
соответствуют розе ветров района. Вокруг мелкие и крупные камни, а
поло ы мягкие, ровные. Как установила археолог из ФРГ Мария Рейх,
много лет изучающая 'проблему Наски', каменистый грунт пустыни