Н. Непомнящий

Древние сооружения и цивилизации

простейший планер.

Всем известна золотая крылатаябезделушка ,

хранящаяся в Колумбийском национальном банке. Ей около или более

тысячи лет. Думали, что это рыбака или насекомое, изваянное в золоте.

Но геолог Андерсен догадался отдать древнюю вещицу н экспертизу

авиастроителям, и те, продув золотую модель в аэродинамической трубе,

зафиксировали: 'Летные качества модели превосходные, настоящий

аппарат, построенный по данным продувки, мог бы летать с большой

скоростью, быть маневренным и простым в

правлении'.

В конце XIX века, раскапывая богатое египетское погребение, археологи

нашли маленькую скульптуру из сикомора (сикомор- твердое дерево типа

граба). Она похожа на птицу. Ее и приняли за скульптурное изображение

птицы. Многие ученые-зоологи старались ра гадать, к какому же

пернатому племени принадлежит она? Но она даже близко не подходила ни

к какому роду и виду. Бросили скульптурку, забыли. Почти 60 лет она

провалялась в музее под стеклом вместе с древними черепками.

Недавно ею заинтересовался кипрский профессор Халил Мессих. Зоркий

глаз ученого разглядел, что 'птичка' чересчур обтекаемая, у нее

оригинально изогнуты опущенные крылья, а самое главное, есть то, чего

нет у других пернатых,- вертикальная деталь на хв стовом оперении,

напоминающая руль поворота современных аэропланов.

Долго и внимательно изучал Мессих находку археологов и наконец заявил всему миру:

* Это не птица, а миниатюрная модель планера!

*

'Если гипотеза доктора Мессиха подтвердится,- писал бюллетень 'Новости

ЮНЕСКО',- это будет означать, что уже древние египтяне знали законы

полета'.

Профессор не остановился на предположении. Он построил из легких

материалов большую модель планера, повторив точно и полностью

конструктивные особенности древней скульптуры 'птицы', и в ясный

маловетреный день запустил модель в воздух. Планер Халила ессиха

совершил успешный полет.

Примеров достаточно для предположения: древние строили легкие

безмоторные летательные аппараты.

Где же они могли применяться?

Там, где в любое время суток и года имеются восходящие потоки

(термики, 'волны', подсос облаков) способные удержать и поднять на

своих могучих 'плечах' планер.

Одним из таких идеальных мест и являются крутые склоны Анд,

расположенных в Перу, от океанского побережья до каменистого плато

пустыни Наска. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть

на метеорологические карты и графики вертикальных разр зов погоды

данного района.

На одном из склонов Анд, выходящих к океану начертан огромный знак-

трезубец. Он виден и с воды и с воздуха, то есть с малых и больших

высот. Я вижу начертанными не три зуба, а три птичьих пера- символ

легкости, полета. И стремятся перья вверх. Посмо рите, они как три

силы тяги, вцепившиеся в носовую часть и консолей вписанного в знак

силуэта двухкилевого летательного аппарата. Вполне возможно, что это

знак для потерявшего высоту планериста: 'Иди сюда, здесь всегда мощный

восходящий поток'.

Попадаются рисунки странных подпрыгивающих существ- возможно, они

предупреждают планериста о неравномерности потока.

От трезубца в глубь страны тянется прямая белая, хорошо видимая только

с воздуха линия. Она идет через горы и долы и заканчивается на подходе

к горному плато Наска.

По-моему, это линия наибольшего 'благо действия' вертикальных

воздушных потоков, спрямленная в рамках здравого смысла.

Если современный планер, например, выпарив у склона, обозначенного

трезубцем, полетит по этой линии, он не потеряет высоту, а сможет

набрать ее до 3-4 тысяч метров, а при благоприятных погодных условиях

забраться и выше. Значит, при среднем аэродинам ческом качестве 15-20

(современные планеры имеют качество до 50, но предположим, что древние

этого достичь не сумели) возможен полет планера в радиусе 60-80

километров только за счет снижения, при парении же- до нескольких сот

километров. Представим: планер никуда не повернул, прилетел на плато

Наска. Что его здесь ожидает? Вот 'посадочные полосы', предлагающие

услуги для приземления практически с любым курсом. Их направления

соответствуют розе ветров района. Вокруг мелкие и крупные камни, а

поло ы мягкие, ровные. Как установила археолог из ФРГ Мария Рейх,

много лет изучающая 'проблему Наски', каменистый грунт пустыни