Н. Непомнящий

Древние сооружения и цивилизации

медведю, его культ были распространены

на обширных территориях Европы и Азии. Но у айнов он резко отличен от

подобных ему, существовавших у других народов, ибо только они

вскармливали медвежонка грудью женщины-кормилицы! Особняком стоит и

язык айнов. Одно время считалось, что он не находится, в родстве ни с

каким другим языком, но сейчас некоторые ученые сближают его с

малайско-полинезийской группой.

Приведенные примеры говорят об одном: факты, которыми мы располагаем в

отношении айнов, разнообразны, противоречивы, порой трудно объяснимы,

а иногда необъяснимы вовсе.

Древние айны?

Историческая проблема, возникающая в связи с айнами, есть вопрос их

культурного и расового происхождения. Следы существования этого народа

обнаружены в местах неолитических стоянок на Японских островах. Именно

там зародилась так называемая дзёмонская культура, или, культура

'веревочных узоров', носителей которых ныне все чаще и чаще

отождествляют с древними айнами.

Начало научному изучению дзёмонских стоянок было положено немецкими

археологами Ф. и Г. Зибольдами и американцем Морсом. Полученные ими

результаты значительно разнились друг от друга. Если Зибольды со всей

ответственностью утверждали, что дзёмонская ультура- творение рук

древних айнов, то Морс был осторожнее. Он не соглашался с точкой

зрения своих немецких коллег, но в то же время подчеркивал, что

дзёмонский период существенно отличается от японского. А что же сами

японцы? Каких взглядов придерж вались ученые Страны восходящего

солнца? Большинство из них не соглашалось с выводами Зибольдов и

Морса. Для них айны были всегда только варварами, о чем

свидетельствует, например, запись японского хрониста, сделанная в 712

году: 'Когда наши возвышен ые предки спустились на корабле с неба, на

этом острове (Хонсю.- Б. В.) они застали несколько диких народов,

среди них самыми дикими были айны'.

Но вот неожиданность: вдруг выясняется, что предки этих 'дикарей'

задолго до появления на островах японцев создали целую культуру,

которой может гордиться любой народ! Именно поэтому официальная

японская историография предпринимала попытки соотнести оздателей

дзёмонекой культуры с предками современных японцев, но никак не с

айнами.

Между тем изучение дзёмонских стоянок продолжалось, накапливался

солидный фактический материал, и на сегодняшний день ученые

располагают довольно подробной картиной жизни 'протоайнов'. На

некоторых деталях этого полотна мы остановимся подробнее, поск льку от

них тянется нить к пониманию постепенного восхождения современных

айнов по крутой лестнице исторического развития.

В археологии термин 'неолитический' применяется в основном к

обществам, которые полностью или в значительной мере занимаются

производством пищи, а не ее собирательством. Но нет правил без

исключения. Нередко в периферийных очагах неолитической культу ы

наряду с видимыми достижениями в обработке, скажем, орудий труда, или

в ткацком мастерстве пища по-прежнему добывалась охотой и

собирательством. Именно к такому типу, типу замедленного развития,

относится и дзёмонская культура. Большинство специали тов утверждает,

что предки айнов не были знакомы с земледелием и скотоводством, а если

в более поздней фазе развития и занимались ими, то все же их значение

было не столь велико, как значение охоты и рыбной ловли.

Одним из доказательств того, что дзёмонский человек интенсивно

занимался собирательством, принято считать груды раковин, которые

часто находят возле его стоянок. Древние айны поедали моллюсков в

таком количестве, что раковины от них образовывали не п осто груды-

целые горы. Эти горы одновременно есть и самый характерный признак

дзёмонских поселений, ранние из которых относятся, видимо, ко второму

тысячелетию до новой эры. Многие из них сейчас раскопаны, а некоторые

реконструированы и служат своег

рода наглядными пособиями при изучении условий жизни дзёмонцев.

Иногда их поселения располагались в пещерах, но в большинстве своём

люди дзёмона жили в постройках, где пол находился ниже уровня земли.

Это так называемые полуземлянки, которые строили например, в Северном

Китае на протяжении всего неолита. До сих пор не найдено никакого

удовлетворительного объяснения, почему дзёмонцы вкапывали свои