человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству.
"Они лишь раздробленный свет Твой".14 Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:
"То — единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение".15
Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:
"Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя".16
Более того, будучи частицами божества, мы можем найти Бога, погружаясь в самые сокровенные глубины нашего существа, за пределы изменчивых чувств, мыслей и желаний наших, в самую суть нашего Духа, изошедшего от Него и имеющего свое бытие в Нем. То, что вечно в нас, наше сокровенное Я, — божественно. Индусские Священные Писания учат, что, познав один кусок глины, мы познаем всю глину; познав один кусок золота, мы познаем все золото; познав один кусок железа, мы познаем все железо, какими бы именами люди ни называли предметы, сделанные из них; так же, познав в полноте одно Я, мы познаем Единое Я, мы познаем Бога.17 Поэтому Христос объявил, что познание Бога есть жизнь вечная,18 и сказал: "Ибо вот, царствие Божие внутри вас есть".19
Но божественное Я раскрывается только для тех, жизнь которых чиста, кто исполнен самоотречения, преданности и кто сосредоточен на вечном.
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".20
"Тот, кто не отказался от злых путей, кто не сосредоточен, не кроток душой и не обрел самообладания, тот даже через знание не может прийти к Нему".21
"Воистину Единое Я может быть достигнуто постоянным упражнением в правде, в преданности, в совершенном знании долга ищущего богопознания. Тот, кого созерцают безгрешно поклоняющиеся, воистину пребывает в них самих, воистину Его природа — свет и чистота".22
Таков древний узкий Путь, который бросает свет на кажущееся противоречие в изречении святого Ансельма: "Стань тем, что ты есть".
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ MИPА
Из индусских Священных Писаний
Единый, без второго.
Чхандогья упанишада, VI, II, 1
Тогда не было не-бытия и не было бытия... Лишь То дышало вследствие своей собственной природы; кроме Того не было ничего.
Ригведа, X, CXXIX, 1, 2
Открою тебе То, что должно быть познано; что, познанное, ведет к бессмертию, безначальное, высшее, Вечное, Брахман.
Бхагавадгита, XIII, 12
Незримый, Он видит, неслышный. Он слышит, немыслимый, Он мыслит, неисповедимый. Он знает. Никто иной, кроме Него, не видит, не слышит, не мыслит, не знает. Он есть божественное Я, сокровенный правитель, Бессмертный. Все иное погибает.
Брихадараньяка упанишада, III, VII, 23
О Гудакеша, Я — То, что пребывает в сердцах всего сущего; Я есмь начало, середина, а также и конец всех существ... И нет ничего движущегося или неподвижного, что могло бы существовать вне Меня... Постигни, что все, что славно, хорошо, прекрасно и могущественно, есть лишь ничтожная часть Моего великолепия... Создав из частицы Себя всю вселенную, Я остаюсь.
Бхагавадгита, X, 20, 89, 41, 42
Как вездесущий эфир по своей тонкости не подлежит воздействию, так и все телесное не в состоянии повлиять на высшее Я.
Бхагавадгита, XIII, 32
Когда не было тьмы, когда не было ни дня, ни ночи, не-бытия или бытия, тогда был один Всеблагий. Никто не может постигнуть Его в пространстве наверху, в пространстве внизу или в промежуточном пространстве. Имя Его — бесконечная слава, нет Его изображения. Не в видимом пребывает Его образ; никто не зрит Его очами. Те, кто через любовь и мудрость познают Его, пребывающего в сердце, становятся бессмертными.
Шветашватара упанишада, IV, 18-20
Как сияющее солнце светит, проявляя все вещи в пространстве наверху, внизу и между ними, так и Единый, Всеславный, Всеблагий Бог царит над всем, что существует и что изошло от Него.
Там же, V, 4
Единый Бог, скрытый во всех существах, проникающий все, сокровенное божественное Я всего сущего. Владыка всех деятельностей, пребывающий во всех творениях, Свидетель, который есть чистая и бесплотная Мысль, единый Самосущий среди сонма успокоенных духов, делающий проявленным единое семя (материи). Мудрые, созерцающие Его внутри себя, обретают вечное блаженство, никто иной.
Там же, VI, 11, 12
Как единый воздух, вступая в