А. Безант

В преддверии храма

Анни Безант. В преддверии храма

Анни Безант

В ПРЕДДВЕРИИ ХРАМА

Глава I

ОЧИЩЕНИЕ

Если бы мы могли мысленно встать на такое место, с которого можно было

бы обозреть течение всей эволюции и изучить историю нашей цепи миров

не так, как они представляются нам в воображении, а такими, какими они

являются в своей действительности, — глядя на эти развивающиеся миры и

на это развивающееся человечество, можно было бы все это изобразить в

картине. Мы бы увидели в пространстве возвышающуюся большую гору, а

кругом горы до самой вершины вьющуюся тропу. Эта тропа огибает семь

раз гору, и на каждом повороте тропы привал, где путники могут

отдохнуть от усталости. Дорога поднимается спиралью все выше и выше,

до самой вершины, где стоит Храм из белого мрамора: он ярко сверкает

на фоне голубого эфира. Этот Храм — цель пути, и те, кто вошли в него,

закончили свое горнее странствие и остаются там лишь для того, чтобы

помочь тем, кто все еще поднимается. Внимательно всматриваясь в Храм,

мы увидим в самой середине его Святая Святых и четыре притвора,

кольцеообразно его охватывающих и находящихся в самом Храме. Таким

образом, в Храме четыре притвора, отделенные друг от друга стеной, и в

каждой по одной двери. Путник, желающий проникнуть в Святая Святых,

должен последовательно пройти через эти четыре двери. Кроме того,

кругом Храма тянется внешняя ограда, вмещающая значительно больше

народа, чем сам Храм. Храм, его ограды и вьющаяся вокруг горы тропа

составляют картину человеческой эволюции: это путь, по которому оно

идет; цель его достигнуть Храма. По горной дороге шаг за шагом,

медленно поднимается человеческая толпа, так медленно, что движение ее

едва заметно. Это веками совершающееся движение кажется таким

медленным, утомительным и тяжелым, что удивляешься терпению и мужеству

странников. Миллионы лет проходят в пути, миллионы лет странник

неустанно поднимается в гору, и в течение этих веков путник переживает

бесконечное число жизней и продолжает — шаг за шагом — двигаться

вперед. Глядя на всех этих бесчисленных путников, невольно спрашиваешь

себя: "Отчего они идут так медленно? Зачем все эти миллионы людей

совершают такой длинный путь? Зачем они все так стремятся к тому

Храму, что стоит на вершине горы?"

Глядя на них, невольно приходит мысль, что они оттого идут так

медленно, что не видят своей цели и не сознают направления, по

которому двигаются. Путники постоянно сбиваются с пути, увлекаясь то в

одну, то в другую сторону; они не идут прямо по дороге, как люди,

сознательно стремящиеся к цели, а рассыпаются во все стороны, как

дети, бегающие за цветами и за бабочками.

Время как будто проходит даром, и когда ночь наступает, кажется, что

путники очень мало подвинулись вперед. И более развитые ненамного

опережают других; неразвитые же засыпают на том самом месте, где они

толпились весь день и где их застала ночь. Томительно смотреть на это

страшно медленное шествие людей, и невольно спрашиваешь себя: "Почему

же они не поднимают глаз и не пытаются понять направление, по которому

им надо идти?"

А между тем к Преддверию Храма, которого достигают передовые отряды

путников, ведет не одна только спиральная дорога; из многих ее точек

поднимаются тропинки, ведущие прямо вверх, по которым сильные и

мужественные путники могут подняться, если у них хватит смелости и

силы. Первый шаг по прямому пути к Преддверию Храма путник делает

тогда, когда его душа, миллионы лет стихийно поднимавшаяся по

спиральной дороге, понимает, что его путь имеет цель: он впервые

поднимает глаза и на мгновение видит вершину, озаренную светлыми

лучами, исходящими от белого Храма. От времени до времени, оторвавшись

от бабочек и цветов, тот или иной путник внезапно замечает этот свет;

он поднимает взор и на мгновение видит Храм. После этого молниеносном

откровения он больше никогда уме не останется тем, чем был: он видел

цель и конец пути; он видел вершину и ту крутую, отвесную тропу,

которая ведет прямо к сияющему Храму. В эту минуту, когда путник

видит, что вместо того, чтобы столько раз огибать гору по спиральной

дороге, можно подняться быстрее к вершине, он понимает, что крутая

тропа имеет щелью Служение и что вступающие на нее должны пройти через

врата, над которыми сверкает золотая надпись: "Служение человечеству".

Он понимает, что ему необходимо пройти через эти врата, чтобы

достигнуть Преддверия Храма, сознавать, что цель жизни служение, а не

эгоистическое искание себя, и понять, что единственный способ

подниматься