Анни Безант. В преддверии храма
Анни Безант
В ПРЕДДВЕРИИ ХРАМА
Глава I
ОЧИЩЕНИЕ
Если бы мы могли мысленно встать на такое место, с которого можно было
бы обозреть течение всей эволюции и изучить историю нашей цепи миров
не так, как они представляются нам в воображении, а такими, какими они
являются в своей действительности, — глядя на эти развивающиеся миры и
на это развивающееся человечество, можно было бы все это изобразить в
картине. Мы бы увидели в пространстве возвышающуюся большую гору, а
кругом горы до самой вершины вьющуюся тропу. Эта тропа огибает семь
раз гору, и на каждом повороте тропы привал, где путники могут
отдохнуть от усталости. Дорога поднимается спиралью все выше и выше,
до самой вершины, где стоит Храм из белого мрамора: он ярко сверкает
на фоне голубого эфира. Этот Храм — цель пути, и те, кто вошли в него,
закончили свое горнее странствие и остаются там лишь для того, чтобы
помочь тем, кто все еще поднимается. Внимательно всматриваясь в Храм,
мы увидим в самой середине его Святая Святых и четыре притвора,
кольцеообразно его охватывающих и находящихся в самом Храме. Таким
образом, в Храме четыре притвора, отделенные друг от друга стеной, и в
каждой по одной двери. Путник, желающий проникнуть в Святая Святых,
должен последовательно пройти через эти четыре двери. Кроме того,
кругом Храма тянется внешняя ограда, вмещающая значительно больше
народа, чем сам Храм. Храм, его ограды и вьющаяся вокруг горы тропа
составляют картину человеческой эволюции: это путь, по которому оно
идет; цель его достигнуть Храма. По горной дороге шаг за шагом,
медленно поднимается человеческая толпа, так медленно, что движение ее
едва заметно. Это веками совершающееся движение кажется таким
медленным, утомительным и тяжелым, что удивляешься терпению и мужеству
странников. Миллионы лет проходят в пути, миллионы лет странник
неустанно поднимается в гору, и в течение этих веков путник переживает
бесконечное число жизней и продолжает — шаг за шагом — двигаться
вперед. Глядя на всех этих бесчисленных путников, невольно спрашиваешь
себя: "Отчего они идут так медленно? Зачем все эти миллионы людей
совершают такой длинный путь? Зачем они все так стремятся к тому
Храму, что стоит на вершине горы?"
Глядя на них, невольно приходит мысль, что они оттого идут так
медленно, что не видят своей цели и не сознают направления, по
которому двигаются. Путники постоянно сбиваются с пути, увлекаясь то в
одну, то в другую сторону; они не идут прямо по дороге, как люди,
сознательно стремящиеся к цели, а рассыпаются во все стороны, как
дети, бегающие за цветами и за бабочками.
Время как будто проходит даром, и когда ночь наступает, кажется, что
путники очень мало подвинулись вперед. И более развитые ненамного
опережают других; неразвитые же засыпают на том самом месте, где они
толпились весь день и где их застала ночь. Томительно смотреть на это
страшно медленное шествие людей, и невольно спрашиваешь себя: "Почему
же они не поднимают глаз и не пытаются понять направление, по которому
им надо идти?"
А между тем к Преддверию Храма, которого достигают передовые отряды
путников, ведет не одна только спиральная дорога; из многих ее точек
поднимаются тропинки, ведущие прямо вверх, по которым сильные и
мужественные путники могут подняться, если у них хватит смелости и
силы. Первый шаг по прямому пути к Преддверию Храма путник делает
тогда, когда его душа, миллионы лет стихийно поднимавшаяся по
спиральной дороге, понимает, что его путь имеет цель: он впервые
поднимает глаза и на мгновение видит вершину, озаренную светлыми
лучами, исходящими от белого Храма. От времени до времени, оторвавшись
от бабочек и цветов, тот или иной путник внезапно замечает этот свет;
он поднимает взор и на мгновение видит Храм. После этого молниеносном
откровения он больше никогда уме не останется тем, чем был: он видел
цель и конец пути; он видел вершину и ту крутую, отвесную тропу,
которая ведет прямо к сияющему Храму. В эту минуту, когда путник
видит, что вместо того, чтобы столько раз огибать гору по спиральной
дороге, можно подняться быстрее к вершине, он понимает, что крутая
тропа имеет щелью Служение и что вступающие на нее должны пройти через
врата, над которыми сверкает золотая надпись: "Служение человечеству".
Он понимает, что ему необходимо пройти через эти врата, чтобы
достигнуть Преддверия Храма, сознавать, что цель жизни служение, а не
эгоистическое искание себя, и понять, что единственный способ
подниматься