он лишь слил свое величие со своим преходящим "я", душу с умом.
И тогда начинается его истинная молитва, которая выражается как
отождествление с Высшим. Он узнает, что в своей ежедневной жизни душа
всегда может молиться, чем бы ни были заняты ум и тело его. Он
понимает, что жизнь ученика есть непрерывное поклонение Высшему,
непрерывное созерцание Алмазной Души. В то время, как душа человека
трудится в Храме, тело и ум его работают в Преддверии для помощи миру,
ибо тело и ум могут служить беспрерывно, пока человек жив; они его
посланники и работники на земле, а дух его может пребывать в высших
мирах. И тогда ему раскрывается значение слов: "На небе ангелы всегда
лицезреют Отца", ибо видение Отца-Души есть непрерывное видение;
никакое облако не может его затуманить, никакая работа на земле не
может набросить тени на него. Душа постоянно зрит его в то время, как
ум и тело ее работают. Когда душа этом достигла, порог перейден и душа
вступает в Храм самом Господа.
Глава III
СОЗИДАНИЕ ХАРАКТЕРА
Приступая к третьей лекции, я хочу прежде всего напомнить вам, что
положение ученика в Преддверии очень разнится от положения
обыкновенного доброго и религиозного человека, не видевшего еще
конечной цели, не имеющего еще представления о величии своей задачи.
Говоря о необходимых ученику качествах, я говорю с точки зрения
сознательного развития для определенной признанной цели. Но творя об
этих качествах, я не предполагаю, чтобы они были приобретены уже в
совершенстве. Пока человек стоит в Преддверии Храма, он только еще
приступает к созиданию своего характера. Поняв, чем он должен быть, он
старается с большим или меньшим успехом осуществить свой идеал. Полное
очищение, совершенное управление мыслями, совершенное творчество
характера, полное преображение низшего в высшее, все это не может еще
быть закончено на пороге Храма; в Преддверии он как бы набрасывает
план здания и тщательно вырисовывает схему с надеждой ее осуществить в
совершенстве. Разработка этой схемы, строительство стен и увенчание
здания совершаются в самом Храме, когда глаза уже открылись, а не в то
время, когда зрение еще частью затуманено; но важно знать, что схема
уже готова и признана и что ученик твердо поставил перед собой задачу
веков.
Как ни величава эта схема, но она принимается уже в Преддверии; как бы
ни были несовершенны начинания настоящего, но они делаются основаниями
для славного строительства будущего. Повторяю это так пространно,
потому что некоторые мои слушатели могли бы испугаться такого широкого
плана; следует ясно понять, что первое начинание есть начало работы и
что за порогом нас ждут еще многие жизни, в течение которых эти
начинания будут доведены до совершенства; план же архитектора служит
основой для всего здания...
Перейдем теперь к созданию характера, которое является определенной
задачей учеников в Преддверии. В прошлых жизнях он был уже праведным,
т. е. он вполне понимал, что он не должен допускать ничего порочного в
себе и что, если в нем остались какие-нибудь семена зла, он должен их
неизбежно искоренить. В Преддверии не может быть компромиссов со злом,
не может быть вопроса о сознательном уклонении от добра и правды.
Могут быть неудачи в достижении добра, но ученик уже не в состоянии
спокойно продолжать делать зло; от этого он уже давно отошел, ибо
более грубая часть его природы была окончательно побеждена, а
первоначальная стадия внутренней борьбы закончена. Совершенно
неотесанные камни не могут быть внесены в Храм; обтесывание должно
было происходить в течение многих жизней, много труда должно было быть
положено на созидание характера, прежде чем он стал годным для
строительства в Преддверии Храма. Следовательно, грубое обтесывание
характера уже совершилось, и мы имеем теперь дело с созданием
положительных добродетелей, высоких и благородных качеств, не только
тех, которые признаются необходимыми в мире, но и тех, которые ученик
стремится приобрести, чтобы сделаться одним из помощников и спасителей
мира; тех свойств, которые делают человека одним из пионеров по пути к
сверхчеловечеству.
В этой работе Преддверия прежде всего поражает стройность и
определенность труда: здесь мы имеем дело не с порывами и
стремлениями, не с прерывающимся строительством, при котором человек
бросается налево и направо, ища цели; ибо здесь цель вполне
установлена и известна. Строительство совершается сознательно
человеком, который знает, что у него есть время и что ничто в природе
не теряется. Строительство