необходима для оккультиста и
в которую входят: верное наблюдение, точная передача, честная мысль,
правдивая речь, праведное действие. Там, где нет этого искания правды
и этого серьезного стремления быть честным, там оккультизм может
принести с собой только опасность падения, и это падение будет тем
глубже и страшнее, чем выше поднялся ученик.
Для оккультиста качество правдивости есть и руководитель и щит. Оно
руководит им, помогая отличать верное от ложного, правый путь от
левого; оно прикрывает его как бы щитом, ограждающим его от искушений
и обманов тех планов, через которые он проходит безопасно. Упражнение
в правдивости мысли, речи и действия рождает то внутреннее прозрение,
которое проникает через все пелены иллюзии и против которой ложь
ничего не может сделать. Мир иллюзий полон обманчивых покровов, но
духовное зрение неизменно видит истину сквозь все эти пелены. Развитие
же этого духовного прозрения всецело зависит от того, насколько
правдивость живет в нашем характере, культивируется нашим интеллектом
и растет в нашем сознании; без правдивости нас ожидают только ошибки и
неудачи.
Итак, прежде всего речь наша должна быть правдивой, а затем она должна
быть кроткой. Правдивость и кротость не находятся в противоречии, как
это часто думают, и речь ничего не теряет в правдивости от того, что
делается совершенной в своей кротости, сострадании и утонченной
внимательности. Чем правдивее речь, тем она должна быть более кроткой,
ибо в самом сердце всех вещей пребывают правда и сострадание; речь,
которая должна отражать самую суть явления, не может наносить
беспричинно боль кому бы то ни было и в ней не может быть даже тени
лжи.
Правдивой, кроткой и бережной должна быть речь. Такова дисциплина
речи, подвиг и жертва, приносимые учеником. От правдивой речи и
правдивой мысли неизбежно рождается надлежащая деятельность, ибо волны
подобны своему источнику. Поступки являются лишь внешним выражением
внутренней жизни, и там, где мысль чиста и речь правдива, там
неизбежно благородны и поступки. Как из чистого источника могут
родиться только чистые воды, так и из очищенного сердца и
просветленного сознания неизбежно рождаются благие поступки. Это та
тройная струя, которая связывает неофита с человечеством и Учителем; в
некоторых религиях эта струна символизирует совершенное самообладание;
управление мыслями, речью и поступками составляет ту тройную нить,
которая приводит человека к совершенству служения, привлекая ученика к
стопам Учителя. Эту струну трудно порвать.
Постигнув все это, ученик начинает свою работу над характером и прежде
всего ставит перед собой известный идеал. Попытаемся выяснить себе
значение слова "идеал". Углубленной работой ум созидает внутренний
образ, складывающийся из того, что ум ученика черпает из внешнего
мира, но хотя материал берется извне, образ есть результат внутреннем
воздействия ума на материал. Высокая идея есть вещь отвлеченная, поняв
ее образование в мозговом сознании, мы вполне постигнем, что такое
идеал. Возьмем, например, древнюю иллюстрацию треугольника. Идея
треугольника может явиться в мозговом сознании дитяти вследствие
изучения многих форм, которые оно узнает под именем треугольников. Оно
замечает, что они очень различны по форме, что их линии идут по разным
направлениям. И сначала оно примет их за разные фигуры, не замечая их
основного единства, дающего им право на одно и то же название; но
постепенно оно видит, что под этим представлением о треугольнике есть
целый ряд определенных истин: всегда три линии, не больше; всегда три
угла, не больше; сумма этих трех углов всегда одна и та же, и эти три
линии, именуемые сторонами треугольника, находятся в определенных
соотношениях. Ко всем этим различным представлениям он постепенно
приходит и черпает из них отвлеченную идею треугольника, не имеющего
никакой определенной формы, никакого определенного размера и никаких
различных углов. Работа ума над многочисленными конкретными формами
приводит к этой отвлеченной идее. Я не буду касаться здесь той великой
идеи, которая отражается в идее треугольника; а рассматриваю лишь
процесс образования отвлеченных идей, не имеющих цвета, формы и
характерных особенностей и соединяющих в себе все, что приводит к
единству все разнообразные формы треугольника. Создавая идеал, мы
образуем именно такого рода отвлеченную идею; это — творческая работа
ума, извлекающего из различных идей о добре суть того, что прекрасно,
истинно, гармонично, сострадательно и что