во всех отношениях
удовлетворяет все стремления ума и сердца. Из всех этих идей,
постигнутых в своем ограниченном проявлении, извлечена самая суть, а
затем ум вырисовывает очертания великой героической фигуры, в которой
все доведено до совершенства, все нашло свое высочайшее и полнейшее
выражение. Созерцая этот образ, душа соприкасается не с тем, что
истинно, а с самой Истиной, не с тем, что прекрасно, а с самой
Красотой, не с тем, что сильно, а с самой Силой, нес тем, что любит, а
с самой Любовью, т. е. совершенный образ, могущественный и
гармоничный, соответствующий по величию тому, что лишь в редкие минуты
вдохновения рисовал себе дух. Ученик, таким образом, ставит перед
собой самый совершенный идеал, который он только в состоянии себе
представить, зная, что самая совершенная его мечта только слабая тень
той реальности, из которой родилось это отражение. Ибо в мире
реального, в его ярком свете живет то, что он видит здесь лишь в
слабом отражении и что пребывает в небесах, высоко над снежными
вершинами человеческого вдохновения. Его идеал все еще несовершенен —
иначе и быть не может, — тем не менее характер уже строится по этому
идеалу.
Но к чему строить идеал? Постигший силу мысли знает, почему идеал
необходим. Возьмем два изречения — одно из индусских Священных
Писаний, другое из христианских, и мы увидим, что, несмотря на все
различие языков и цивилизаций, посвященные говорят об одних и тех же
фактах. В Чхандогье, в одной из самых мистических Упанишад, написано:
"Человек есть создание отражения; о чем он размышляет, тем он и
становится, и потому думай о Брахмане"5. Несколько тысячелетий
спустя другой великий Учитель, один из созидателей христианства, выразил
совершенно ту же мысль иными словами: "А мы все открыты лицом, как в
зеркале, взирая на славу Господню, в тот же образ преображаемся от
славы в славу так, как надлежит Духом Господним"6.
Взирая, "как в зеркале", потому что ум есть зеркало, которое отражает
являющиеся образы, душа, созерцающая в этом зеркале славу Господню,
преображается в этот самый образ от славы к славе. В словах индуса или
христианина, в писаниях индусской или западной мудрости, мы имеем дело
с учением одного и того же великого Братства. Человек должен поставить
перед собой идеал, чтобы отражать его, и тогда он неизбежно становится
тем, о чем постоянно думает. Как же будет идти это строительство? Оно
будет совершаться путем созерцания. Определенно, сознательно в
известное время, день за днем ученик, желающий дисциплинировать свой
характер, будет созерцать идеал, который он себе поставил. Он
сосредоточит свой ум на нем и постоянно будет отражать его в своем
сознании. Ежедневно он будет рисовать его себе, мысленно в нем жить, и
от созерцания его в нем родится то благоговение, которое обращается в
поклонение, та великая сила, которая преображает человека в то, чему
он поклоняется. Во время его созерцания лучи Божественного Идеала
озарят его, а стремление вверх раскроет настежь окна его души
навстречу свету, так что внутреннее озарение будет изливаться из него
и освещать путь, по которому он должен ступать. Для созерцания он
должен воспитать в себе способность к сосредоточенности. Ум не должен
метаться. Мы должны учиться собранности и работу эту вести
непрестанно, применяя ее ко всем обыденным вещам жизни, делая в данное
время только одно дело с той сконцентрированной энергией, которая
сосредоточивает весь ум в одной точке. Приходится много делать
обыденных вещей, но дело не в них, а в том, как их делать. Для
самовоспитания, ведущего к ученичеству, важна не та или иная работа в
мире, но способ, которым она совершается, настроение, с которым она
ведется, урок, который из нее извлекается. Безразлично, какую жизнь
приходится вести; как бы малоинтересна ни была работа, в данный момент
можно ею воспользоваться как почвой для воспитания ума, который
мало-помалу приучается сосредоточиваться на одной точке, на одном
деле. Овладев этой способностью, можно свободно выбрать цель и
направить ум на то, что поставлено перед ним. Работая над маленькими
вещами, можно так же глубоко овладеть умом, как работая и над
большими; в сущности даже лучше, потому что нас ежедневно окружают
мелочи жизни, а крупные события встречаются редко. Когда приходит
нечто большое, вся душа встает вооруженная навстречу ему; большое
захватывает все внимание человека, всю его энергию, и человек
оказывается в силах хорошо справиться с большой задачей. Но истинная
ценность души испытывается