А. Безант

В преддверии храма

во всех отношениях

удовлетворяет все стремления ума и сердца. Из всех этих идей,

постигнутых в своем ограниченном проявлении, извлечена самая суть, а

затем ум вырисовывает очертания великой героической фигуры, в которой

все доведено до совершенства, все нашло свое высочайшее и полнейшее

выражение. Созерцая этот образ, душа соприкасается не с тем, что

истинно, а с самой Истиной, не с тем, что прекрасно, а с самой

Красотой, не с тем, что сильно, а с самой Силой, нес тем, что любит, а

с самой Любовью, т. е. совершенный образ, могущественный и

гармоничный, соответствующий по величию тому, что лишь в редкие минуты

вдохновения рисовал себе дух. Ученик, таким образом, ставит перед

собой самый совершенный идеал, который он только в состоянии себе

представить, зная, что самая совершенная его мечта только слабая тень

той реальности, из которой родилось это отражение. Ибо в мире

реального, в его ярком свете живет то, что он видит здесь лишь в

слабом отражении и что пребывает в небесах, высоко над снежными

вершинами человеческого вдохновения. Его идеал все еще несовершенен —

иначе и быть не может, — тем не менее характер уже строится по этому

идеалу.

Но к чему строить идеал? Постигший силу мысли знает, почему идеал

необходим. Возьмем два изречения — одно из индусских Священных

Писаний, другое из христианских, и мы увидим, что, несмотря на все

различие языков и цивилизаций, посвященные говорят об одних и тех же

фактах. В Чхандогье, в одной из самых мистических Упанишад, написано:

"Человек есть создание отражения; о чем он размышляет, тем он и

становится, и потому думай о Брахмане"5. Несколько тысячелетий

спустя другой великий Учитель, один из созидателей христианства, выразил

совершенно ту же мысль иными словами: "А мы все открыты лицом, как в

зеркале, взирая на славу Господню, в тот же образ преображаемся от

славы в славу так, как надлежит Духом Господним"6.

Взирая, "как в зеркале", потому что ум есть зеркало, которое отражает

являющиеся образы, душа, созерцающая в этом зеркале славу Господню,

преображается в этот самый образ от славы к славе. В словах индуса или

христианина, в писаниях индусской или западной мудрости, мы имеем дело

с учением одного и того же великого Братства. Человек должен поставить

перед собой идеал, чтобы отражать его, и тогда он неизбежно становится

тем, о чем постоянно думает. Как же будет идти это строительство? Оно

будет совершаться путем созерцания. Определенно, сознательно в

известное время, день за днем ученик, желающий дисциплинировать свой

характер, будет созерцать идеал, который он себе поставил. Он

сосредоточит свой ум на нем и постоянно будет отражать его в своем

сознании. Ежедневно он будет рисовать его себе, мысленно в нем жить, и

от созерцания его в нем родится то благоговение, которое обращается в

поклонение, та великая сила, которая преображает человека в то, чему

он поклоняется. Во время его созерцания лучи Божественного Идеала

озарят его, а стремление вверх раскроет настежь окна его души

навстречу свету, так что внутреннее озарение будет изливаться из него

и освещать путь, по которому он должен ступать. Для созерцания он

должен воспитать в себе способность к сосредоточенности. Ум не должен

метаться. Мы должны учиться собранности и работу эту вести

непрестанно, применяя ее ко всем обыденным вещам жизни, делая в данное

время только одно дело с той сконцентрированной энергией, которая

сосредоточивает весь ум в одной точке. Приходится много делать

обыденных вещей, но дело не в них, а в том, как их делать. Для

самовоспитания, ведущего к ученичеству, важна не та или иная работа в

мире, но способ, которым она совершается, настроение, с которым она

ведется, урок, который из нее извлекается. Безразлично, какую жизнь

приходится вести; как бы малоинтересна ни была работа, в данный момент

можно ею воспользоваться как почвой для воспитания ума, который

мало-помалу приучается сосредоточиваться на одной точке, на одном

деле. Овладев этой способностью, можно свободно выбрать цель и

направить ум на то, что поставлено перед ним. Работая над маленькими

вещами, можно так же глубоко овладеть умом, как работая и над

большими; в сущности даже лучше, потому что нас ежедневно окружают

мелочи жизни, а крупные события встречаются редко. Когда приходит

нечто большое, вся душа встает вооруженная навстречу ему; большое

захватывает все внимание человека, всю его энергию, и человек

оказывается в силах хорошо справиться с большой задачей. Но истинная

ценность души испытывается