он владеет в настоящем, выросли именно из них. И когда к нему
приходит радость, он знает, что он ее уже много раз переживал и что
все ее дары преходящи. Таким образом, приходят ли к нему радость или
горе, он будет знать их настоящее место, их истинное значение в
Великом Плане Жизни. Развиваясь в сторону бесстрастия, он не делается
менее чувствительным: наоборот, он все более и более сильно чувствует
каждый трепет мира вне себя и в себе, ибо он научился звучать в
гармонии со всем и сделался более отзывчивым на каждый оттенок мировой
жизни, но эти вибрации потеряли власть над ним и не могут изменить
его; они не могут нарушить его ясность или набросить тень на его мир.
Он твердо стоит там, где нет ни бури, ни перемены, и хотя он будет их
чувствовать, но они не будут иметь власти над ним; они заняли
соответствующее им место, приобрели тот размер, который им подобает по
отношению к душе. Как же достигается это спокойствие, это истинное
бесстрастие, которое означает силу?
Прежде всего, оно достигается ежедневным размышлением над его
значением и разработкой всех его деталей, а затем применением его в
ежедневной жизни. Но проводить это качество в жизнь следует бережно,
не ожесточая себя и не строя вокруг себя стены, а делаясь все более и
более отзывчивым и поддерживая непоколебимое внутреннее равновесие,
несмотря на все внешние потрясения. Этот урок не труден, но он
приносит так много надежды, радости и такое углубление жизни, что
стоит потрудиться. По мере того как душа вырастает настолько, что уже
не колеблется и вместе с тем воспринимает каждую вибрацию, она
обретает чувство расширяющейся жизни, более полной гармонии,
углубляющегося сознания и растущего единства с Целым, которого она
есть часть. Чувство одиночества постепенно тает и заменяется той
радостью, которая пребывает в сердце вселенной; даже то, что для
обыкновенного человека мучительно, теряет свою болезненность для
ученика, ибо для него оно есть лишь часть мировой жизни, лишь буква в
великой летописи. Он в состоянии без скорби в сердце изучать все его
значение, ибо над ним витает мир, вырастающий из раскрывшегося знания
и меняющий все его отношение к внешнему миру, к тому, что люди
называют страданием и лишением. Таким образом, размышляя и работая,
ученик почувствует в себе растущее сознание тишины, силы и ясности.
Какая бы буря ни бушевала во внешнем мире, он будет ощущать тишину;
буря не будет его потрясать, хотя он сознает и чувствует ее. Этот мир
есть первый плод духовной жизни, проявляющейся прежде всего чувством
мира и чувством радости и превращающий всю жизнь ученика в движение
вверх и вглубь к Тому, что есть Сердце Любви. Отсюда развивается
чувство самообладания, уверенность, что внутреннее "Я" сильнее внешних
перемен; оно не теряет свою отзывчивость, но перестает меняться под
влиянием внешних соприкосновений. От самообладания и бесстрастия
рождается та сила, которая погашает ненависть, та сила, которая
является непременным условием созидания характера человека,
стремящегося стать учеником. Все должно быть введено в круг любви, как
бы оно ни было отталкивающе и враждебно. В сердце вселенной пребывают
Радость и Любовь, и потому ученик ничего не может выкинуть из круга
своего сострадания; он должен сделаться другом всего живущего, и
любовь его должна охватить все, что живет и чувствует.
Вкладывая эти камни в постройку своего характера, ученик делается
бесстрашным: он ничего не ненавидит, и потому ничто не может нанести
ему страдания. Внешняя обида есть лишь реакция на внутреннюю вражду.
Люди делаются нашими врагами, потому что мы их враги. Мы несем в мир
страдания, и потому все живое доставляет нам страдание. Вместо того,
чтобы приходить с глубокой любовью, мы вступаем в мир как разрушители,
как деспоты и ненавистники, стараясь не воспитывать младших, а
завладевать ими, а между тем, наша обязанность их вести вверх путем
нежного внимания и милосердия. Мы эксплуатируем все, что слабее нас,
мы слишком часто измеряем свою силу беспомощностью слабых и тем злом,
которое можем нанести им, а затем мы удивляемся, почему все живое
бежит от нас и почему нас встречает страх слабых и ненависть сильных.
В своем ослеплении мы не видим, что вся ненависть внешнего мира есть
лишь отражение зла, пребывающего внутри нас, и что для сердца,
исполненного любви, нет ничего ненавистного и, следовательно, ничего
страшного. Человек, исполненный любви, может безопасно входить в
джунгли и в берлоги кровожадных зверей. Он может взять в руки