быстрее — это спешить в Храм, дабы из Храма послать помощь
отставшим. На мгновение только сверкнул перед душой яркий луч света,
сверкнул и потух, ибо по вьющейся дороге рассыпано много
привлекательных предметов, которые невольно притягивают к себе, но раз
душа уже видела свет, раз она уже была озарена сознанием конечной цели
и долга служения, то в ней навсегда останется стремление ступить на
крутую тропу и найти прямой путь к Преддверию Храма.
После этого первого видения душа озаряется снова и снова светом, и
каждый новый луч разгорается ярче предшествовавшего. Те, кто хоть на
одно мгновение осознали цель и смысл жизни, начинают подниматься с
большею уверенностью. Они все еще идут по спиральной дороге, но они
все более и более проявляют те свойства, которые мы называем
добродетелями; все более и более углубляются они в религиозное
настроение, которое поясняет им, как достигнуть Храма. Души, сознавшие
возможный конец пути и чувствующие влечение к крутой тропе, отличаются
от своих товарищей своей способностью терпеть и преодолевать; они идут
в первых рядах и как бы ведут за собой остальную толпу странников. Они
идут скорее, потому что видят цель впереди, знают направление и
пытаются осмыслить свою жизнь. Не вполне ясно сознавая конечную цель,
они тем не менее уже не кидаются бесцельно из стороны в сторону, не
делают более то шаг вперед, то шаг назад: они упорно поднимаются по
спиральной дороге и с каждым днем идут все быстрее и быстрее;
озаренные желанием помочь своим братьям, они понемногу обгоняют толпу.
Таким образом, они скорее поднимаются к вершине, хотя все еще идут по
спиральной дороге; они начинают воспитывать себя, и в то же время они
пытаются помочь товарищам по пути, простирая им руку помощи и увлекая
их быстрее вперед. И тогда перед ними встает прекрасное, но несколько
суровое видение, которое говорит им о возможности более краткого пути.
Оно являет собою Знание. Религия и Служение — его родные сестры;
втроем они ведут душу к той светлой заре, которая прольет в нее свет
полного понимания и туманные мечты заменит ярко осознанной целью. В
эту минуту святого озарения, когда душа признает служение законом
своей жизни, из глубины ее вырывается обет служить беззаветно
человечеству; этот первый обет, хотя он произносится еще и не вполне
сознательно, полон глубокого значения. В Писании творится про одного
из тех, которые ранее всех поднялись по крутой тропе, про того, кто
шел так быстро, что оставил все человечество позади себя; прошли века,
и его стали звать буддой; говорится, что он "исполнял свой обет из
века в век", ибо совершенство, которым он озарил мир, вылилось из его
сокровенного обета служить миру. Такой обет связывает невидимыми
нитями душу с теми, кто опередил ее, и приводит к Тропе Испытания,
тропе, ведущей через Преддверие прямо к вратам Храма. Наконец, после
многих жизней, полных стремлений и труда, душа, сделавшись чище,
благороднее и мудрее, обнаруживал выросшую сильную волю; эта воля
говорит уже не шепотом, навеянным прекрасной мечтой, а словом
решительным и властным, требующим ответа: душа стучится у входа к
внешней ограде; она стучится с полным пониманием трудности и размера
задачи, которую берет на себя, и вместе с тем с непоколебимой
решимостью довести свой подвиг до конца. Эта смелая душа решила
выдвинуться из толпы, которой предстоит еще в течение миллионов лет
подниматься по спиралькой дороге; в несколько человеческих жизней она
хочет добраться до вершины юры по той крутой, отвесной тропе, которая
прямо ведет в Святая Святых; в несколько человеческих жизней она хочет
сделать то, что человечество совершит через мириады лет; она берет на
себя такую работу, которую ум может не выдержать, такой могучий труд,
что душа не могла бы предпринять его, не сознав уже свои скрытые силы
и свою божественность. Это труд, достойный божества; выполнение его
указывает на то, что в человеческом образе растет и совершенствуется
сила божественная.
Итак, душа стучится, врата раскрываются, и она проникает во внешнюю
ограду Храма. Шаг за шагом подвигаешься она и доходит до Преддверия
Храма (всех врат четыре, и каждые врата символизируют одно из великих
Посвящений). Войти может только та душа, которая навсегда отдалась
Вечному и утеряла интерес к вещам преходящим, ибо когда душа уже
вступила в Храм, она более не выходит из него никогда; раз она уже
проникла внутрь ограды, ведущей в Святая Святых, она более не может
вернуться в прежнюю жизнь; она избрала свой жребий на