А. Безант

В преддверии храма

сила. Цель символа была указать народу на это колесо

жизни, заставить его понять, что деяние по сути своей есть жертва и

должно совершаться как жертва. Оно должно совершаться как долг, потому

что оно справедливо, а не по каким-либо иным мотивам; оно должно

совершаться, чтобы человек был в гармонии с законом, ибо его ответ

этому закону — участие в общей работе. В этом учении о жертве — узел

единения, золотая нить, связывающая все сущее в этом проявленном мире.

Так как корень жертвы есть действие, а действие исходит от

проявленного Бога — Он есть то, что проявляется, — то в Священном

Писании говорится, что каждая жертва проникнута Брахманом и что каждое

действие может совершаться в мире как долг, без желания личных плодов,

без желания какой бы то ни было корыстной цели. Позже является та

низшая эгоистичная точка зрения, с которой со временем была связана

идея жертвы. Сущность алхимии, преображающей деяния в жертву,

Сжигающей вновь желания и освобождающей мудрого, состоит в этом акте

вращения колеса, в исполнении долга ради долга. Сгорая в огне

мудрости, деяние теряет свою порабощающую силу над душою; душа

становится сотрудницей божественного закона природы, и каждое деяние,

возложенное на алтарь долга, становится силой, вращающей колесо жизни,

но не имеющей власти над душой.

Этот постоянный обмен, это обоюдное служение есть форма великого

закона жертвы; происходит такое преображение, что деяние, совершенное

как долг, становится частью вселенской гармонии, двигает вперед

эволюцию, помогает подниматься человечеству. В Преддверии ученик

должен научиться все свои поступки выполнять в этом духе жертвы, не

требуя ничего для себя, не ища ничего, не надеясь на плоды, не ожидая

награды, совершая деяние только потому, что оно должно быть исполнено.

Тот, кто это делает, действительно совершает работу духовной алхимии,

в которой деяние очищается огнем мудрости. Он находится в сознательной

гармонии с божественной волею в проявленной вселенной, становится

силой для эволюции, и вся раса пожинает плоды его поступков, которые

могли бы принести награду только ему одному, связав его душу. Так

действует Закон Жертвы в своем низшем аспекте.

Теперь перейдем к высшему аспекту и попытаемся понять, что в сущности

означает жертва в своей сокровенной сути. С той точки зрения, с

которой мы все более и более будем смотреть на нее, по мере того как

будем подниматься к божественной жизни, жертва есть давание или

излияние, она родится из желания давать. Суть ее в том, что обладающий

чем-либо ценным желает поделиться этим с другими, на помощь и на

радость им. С внутренней стороны жертва есть дар, излияние души ради

счастья других, и потому по своему существу она радостна, а не

скорбна. Самое сердце жертвы есть свободный дар, предлагаемый душою,

стремящейся излиться, разделить свое блаженство, отдать себя другим,

так, чтобы радость ее и их была общая. Почему радость? Вернемся к

самому сердцу Проявления. Божественный акт жертвы был самоограничением

единого Бытия, из которого родился проявленный Логос. Об этом акте

иногда говорится как об "агонии Логоса". Но что такое Логос? Это есть

проявленный Брахман, а природа Брахмана — блаженство, как говорят нам

древние Священные Писания. Основною нотой самой древней арийской

религии было блаженство Брахмана; по пути своего восхождения к

Брахману душа, сбрасывая одну за другою все свои оболочки, остается

наконец облеченной в последнюю, именуемую "одеждой блаженства". В

индусской раджа-йоге изучаемые проводники, через которые душа

проявляет себя в мирах, показывают, как постепенно душа сбрасывает с

себя телесную оболочку, затем более тонкое тело, затем тело желания и

тело ума. Приближаясь к Брахману, которому она подобна, она в конце

концов от него отделяется лишь самой тонкой оболочкой, которая

сохраняет ее индивидуальность со всей жатвой истекших веков. Эта

оболочка и называется "оболочкой блаженства", потому что по пути йоги,

в слиянии с божественным, душа освобождается от всего и испытывает

одно блаженство. На этих вершинах не может быть жертвы, которая не

была бы актом радости. От этого божественного источника, который есть

блаженство, родилась вселенная; из этого Бытия, которое себя

ограничило, изошел сам Логос. Целью этого самоограничения было —

излить блаженство своей Сущности так, чтобы по завершении всего цикла

жизни было бы много индивидов лучезарных и радостных, которые могли бы

участвовать в этом совершенном, все растущем блаженстве, страдание

заключается