только в отдалении от него вследствие окутывающего душу
неведения.
Итак, Закон Жертвы имеет божественное начало, основывается на
божественной природе. Вселенная родилась из акта любви, и потому
корень жертвы есть радость, соединение многих с собою, и конец всего
будет мир неизреченный; следовательно, нам легко понять двойственный
аспект Закона Жертвы, аспект давания, который есть радость, и аспект
лишения себя, который есть скорбь для низшей природы, желающей
схватить, а не давать. Такова великая тайна жертвы: самая высокая
радость есть акт давания, потому что его суть та же, что и
божественной природы. По мере того как человек становится самим собою,
он в своем самосознании делается божественным, все больше и больше
радостным и все более способным передавать радость другим. По мере
того, как высшая природа развивается, растет блаженство. Страдание
возникает только от борьбы низшей природы, борьбы опутанного
неведением и заблуждением "я". Следовательно, цель страдания —
освободить нас от неведения. Весь процесс роста и эволюции есть
освобождение от неведения; наша низшая природа ощущает этот процесс
как страдание и борьбу, но по мере того, как в нас развивается
настоящий человек, сознательно деятельный и способный дать себе
выражение к в низшей природе, он будет все больше и больше сознавать,
что суть его нравственных усилий заключается в том, чтобы проявлением
радости и мира помочь скорбному миру. Постепенно он заставит низшую
природу проникнуться его убеждением, и, постепенно очищаясь от
неведения, она становится способной воспринять вместо иллюзии
реальность.
Почему же постоянно связывают идею страдания с жертвой? Почему их так
отождествили мысленно, что самое слово "жертва" вызывает в уме
представление о мучительной агонии? Корень этой ошибки лежит в низшей
природе. Вся ее первоначальная деятельность направлена только на то,
чтобы хватать, брать, хранить для себя одной. Когда человек с
неразвитым еще Высшим Я приходит в этот мир для собирания опыта, он
имеет еще очень мало влияния на свою низшую природу, и она погружается
в мир ощущений, хватаясь за все, что ей кажется привлекательным,
ничего не зная о природе вещей, увлеченная просто внешним видом их,
совершенно не ведая, что скрыто под обманчивой поверхностью. Эти
ранние и долго повторяемые опыты низшей природы заключаются в
постоянной погоне за призрачными наслаждениями и в постоянном
разочаровании при открытии, что эти радости не приносят все то
удовлетворение, о котором человек мечтал. Страдая, человек постигает
природу закона, постигает временную природу желаний и призрачность
удовлетворения животной природы. Таким образом, и страдание, и радость
ведут к познанию. Испытывая обе эти стороны проявленной природы, душа
обретает познание о реальности, лежащей в основе вещей. Опыт бывает
скорбный, но он преображается в знание, а знание преображается в
мудрость, которая делается руководителем души. Раскрывающееся "я"
человека начинает понимать свою сущность, и понимание это,
преображенное в мудрость, делается источником чистой и невозмутимой
радости. Мудрость его растет, потому что растут зрение, ясность и
сила; то, что тяжело низшей природе, встречается спокойно как
приносящее опыт, и каждый раз, когда страстно желанное наслаждение
принесло истинному человеку разочарование и усталость, он этот опыт
претворяет в мудрость. С этой точки зрения само страдание имеет свою
радостную сторону, ибо в опыте человек видит не временное страдание
низшей природы, а обретение знания высшею. Он понимает, что этот опыт
обусловливает его рост в знании и силе; он его принимает радостно и
сознательно, зная цель, зная, что золото выходит из огня.
Но если мы обратимся к обыкновенному человеку, ослепленному неведением
в низшем мире, неустанно учащемуся суровым и тяжелым урокам, ищущему
животного удовлетворения, пренебрегающему благом других, не думающему
о страдании, наносимом другим, шагающего беспечно через других ради
своего личного удовлетворения; несомненно, такой человек, видя, как
неизбежно разбивается его наслаждение, чувствует прежде всего острую
боль, горькое разочарование, печаль и усталость. С точки зрения такого
человека, опыт несомненно есть нечто скорбное; с высшей же опыт стоит
страдания, ибо несет мудрость, глубокое проникновение в природу и
познание закона. Низшая и высшая природа находятся в конфликте; высшая
должна работать через низшую, а низшая не понимает цели высшей. Без
помощи низшей природы высшая не может достигнуть