или жесткой,
а приветствуя любовь, пытаясь сознательно освободить ее от унижающих
ее элементов. Внимательно следя за низшим "я", душа мгновенно
разрушает стену исключительности, которую это "я" пытается
воздвигнуть; она спешит поделиться с другими тем, что хотела бы
сохранить только для себя как особенно ценное, и, когда это"я"
пытается вырвать любимое у других, душа его отдает, чтобы другие могли
также участвовать в ее радости. Душа должна понять, что все прекрасное
и радостное должно быть отдано всем, чтобы все имели бы счастье
прикоснуться к этой радости, и тогда все грубые элементы постепенно
исчезнут. Когда возникнет эгоистичное чувство, оно будет сознательно
отброшено; если явится ревность, то она будет сразу изгнана, и
настроение, которое сказывалось как "останемся одни и будем
наслаждаться" преобразится в настроение "пойдем вместе в мир, чтобы
поделиться с другими той радостью, которую мы вместе обрели". Таким
процессом алхимии любовь станет божественным состраданием и
распространится на весь мир, и прежняя радость получать от любимого
станет наслаждением давать. Любовь, которая когда-то была эгоистичной
любовью одного мужчины к одной женщине, расширилась затем на круг
домашних, на жизнь общины, на жизнь нации, на жизнь расы; наконец она
расширится так, что будет заключать в себе все, что живет во
вселенной. Такая любовь ничего не утеряла в глубине, силе и
беззаветности, она только распространила на вселенную то, что отдавала
одному-единственному сердцу и стала океаном сострадания, обнимающим
собою все, что чувствует и живет. Такова алхимия любви.
Так можно перебрать и разобрать качества низшей природы, и мы увидим,
что весь алхимический процесс состоит в освобождении от
обособленности; в сознательном, волею и знанием направленном сжигании
этой обособленности, и как мало еще не понимает иногда ослепленное
"я", но для истинного человека весь этот процесс дает только радость.
Раз это постигнуто, страдание теряет свой характер страдания и
становится радостью; даже при ясном ощущении того, что обыкновенно
есть скорбь, радость берет верх и побеждает страдание, ибо душа уже
видит, и низшая природа начинает постигать конечную цель своей работы.
Углубляясь в этот анализ, мы понимаем, что это преображение может
совершаться еще иным путем: по мере того, как огонь мудрости и любви,
которые составляют божественную природу человека, все больше проникает
в низшую, сжигая ее ограничения и преображая их по своему подобию,
также освобождается и духовная энергия, духовная мощь. Чудесным
процессом алхимии "Высшее Я" обретает способность проявить себя в
низшей природе, к человек являет новые способности и силы; своим огнем
любви и мудрости душа освобождает новую энергию, сжигая низшее, она
дает волю высшим силам. Результатом является раскрытие духовной жизни,
освобождение того, что было сковано и не могло проявиться и что теперь
после сожжения внешней оболочки получило простор для работы в мире.
Вместе с восхождением души на высшие планы и с сознанием тождества и
единства всего сущего, мы начинаем смутно постигать великую истину: в
силу своего единства с другими душами человек может делиться с ними и
помогать им; отказавшись от своей радости, он испытывает счастье, ибо
он и мир одно. Все, что может быть названо наградой духовного
совершенствования, возможностью духовного отдыха, блаженства и роста,
все, чем нельзя поделиться с другими, все это может сделаться
предметом радостного отречения в силу потребности души все обретенное
отдать на помощь всей человеческой эволюции. Так ученики отказываются
от дэвачана и архаты, отказываются от нирваны; это значит, что они
достигли той точки самоотождествления себя с братьями, когда для них
делается божественной потребностью поделиться обретенным с другими:
настоящая их награда состоит не в блаженстве дэвачана и нирваны, а в
радости отказаться от достигнутого наслаждения во имя всех ради помощи
общей эволюции, ради подъема человеческого рода, которого они
составляют часть.
Затем душа начинает также понимать, как мы можем помогать. Когда
человек, в прошлом сеявший страдания, изнемогает под тяжестью
нарушенного закона, принесшего ему скорбь, ученик начинает познавать,
что его страждущая душа и он составляют одно на плане Реальности, и
поэтому он будет стремиться не снять с сеятеля долг, а вдохнуть в него
силу. Тяжесть несется тем, кто ее уготовил, жатва собирается сеятелем,
но душа наполняется новой силой, новой жизнью, новым пониманием,
которые