А. Безант

В преддверии храма

свою цель и определенно к ней подвигающуюся.

Таким образом, эту черту можно признать характерной для всех,

находящихся в Преддверии; она проявляется очень реально для тех, кто

прозрел. Мы знаем, что характер человека можно прочесть в окружающей

его ауре; говоря о человеческой эволюции, я указывала, что вначале

душа представляет из себя нечто весьма неопределенное; недаром ее

сравнивают с бесформенной туманностью. По мере того, как душа

развивается, туманность обретает все более ясные очертания и аура

человека принимает соответствующий определенный образ; чем более

развивается индивидуальность, тем более определенны становятся эти

очертания. Если вглядеться в стоящих в Преддверии, то видно, что аура

этих людей имеет законченные очертания; эта законченность является

внешним признаком той внутренней определенности, которая свойственна

индивидуальной душе. Это явление все более и более ярко выражается;

здесь не может быть ошибки. Душа находится на той или иной ступени не

по чьей-либо милости и не случайно: это ясная и определенная ступень,

являющая обретенные качества и силы, ясно видимые тому, кто прозрел.

Серьезность рождается с развитием индивидуальности, дающей ясные

очертания ауре; определенно очерченная атмосфера, окружающая человека,

является как бы внешним признаком внутреннего состояния вступивших в

Преддверие; у одних ярче, у других слабее, но черта эта общая для

всех.

В чудесной книжке "Свет на Пути" верно сказано, что посвящения даются

ученикам самой жизнью; это, конечно, не те посвящения, которые даются

в самом Храме (первое из них при прохождении через Златые Врата), а те

постоянные испытания, с которыми ученик встречается в своей ежедневной

жизни; вполне реально можно сказать, что жизнь — Великий Иерофант. Все

испытания, через которые ученик проходит, свидетельствуют о его силе и

развивают его способности. В "Свете на Пути" изложены определенные

условия, начертанные, как говорится в "Комментариях", в передней

каждой ложи истинного братства. Эти правила выражены мистическим

языком, а при употреблении мистической речи может возникнуть опасность

слишком буквально понимать слова, не вникая в сокровенный их смысл. Вы

помните четыре истины, начертанные в передней каждого духовного

братства.

"Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам.

Прежде, чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность.

Прежде, чем голос может заговорить в присутствии Учителя, он должен утратить способность наносить боль.

Прежде, чем душа может предстать перед Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца".

Автор "Света на Пути" дал к своей книге ценные комментарии, помогающие

раскрыть глубокий внутренний смысл этих первых истин. В них

объясняется, что фраза: "Прежде, чем очи увидят, они должны быть

недоступны слезам" — означает, что душа должна перейти от жизни

ощущений к жизни познания, из места, где она постоянно потрясается

страстными вибрациями чувств — в область знания, где царят

определенность, тишина и покой. Глаза — окна души; окна эти

затуманиваются "влагой жизни", т. е. сильные ощущения радости или

страдания набрасывают покров на окна души, и она не в состоянии через

него ясно видеть. Эта пелена набрасывается не изнутри, а извне; не

душа, а личность рождает ее, ибо она является не вследствие понимания

жизни, а в силу страстных ощущений. Потому она выражена словом

"слезы", которые являются подходящим символом страстных эмоций радости

и скорби. Очи души не могут настоящим образом видеть, пока они не

стали недоступны слезам, пока окна души не утеряли способность

затуманиваться извне осаживающейся влагой, пока они не прояснились и

не стали пропускать Света Знания. Это искусство должно быть обретено.

Это не значит, что ученик утеряет свою чувствительность, но что ничто,

извне приходящее, не может нарушить его равновесия; он не теряет

способности страдать или наслаждаться — он будет более остро и

страдать, и радоваться, чем другие, — но ни скорбь, ни радость не

будут в состоянии отвлечь его от его цели и лишить того равновесия,

которое приходит с истинным знанием. Знание дает понимание вечного,

непреходящего, и потому у человека является спокойное убеждение, что

нереальное не может затуманить зрения души.

То же и со второй истиной: "Прежде, чем ухо услышит, оно должно

утратить свою чувствительность". Душа должна достигнуть места

безмолвия; ибо, хотя голос Учителя постоянно звучит в мире, но уши

людей не слышат его, потому что они оглушены звуками внешней