свою цель и определенно к ней подвигающуюся.
Таким образом, эту черту можно признать характерной для всех,
находящихся в Преддверии; она проявляется очень реально для тех, кто
прозрел. Мы знаем, что характер человека можно прочесть в окружающей
его ауре; говоря о человеческой эволюции, я указывала, что вначале
душа представляет из себя нечто весьма неопределенное; недаром ее
сравнивают с бесформенной туманностью. По мере того, как душа
развивается, туманность обретает все более ясные очертания и аура
человека принимает соответствующий определенный образ; чем более
развивается индивидуальность, тем более определенны становятся эти
очертания. Если вглядеться в стоящих в Преддверии, то видно, что аура
этих людей имеет законченные очертания; эта законченность является
внешним признаком той внутренней определенности, которая свойственна
индивидуальной душе. Это явление все более и более ярко выражается;
здесь не может быть ошибки. Душа находится на той или иной ступени не
по чьей-либо милости и не случайно: это ясная и определенная ступень,
являющая обретенные качества и силы, ясно видимые тому, кто прозрел.
Серьезность рождается с развитием индивидуальности, дающей ясные
очертания ауре; определенно очерченная атмосфера, окружающая человека,
является как бы внешним признаком внутреннего состояния вступивших в
Преддверие; у одних ярче, у других слабее, но черта эта общая для
всех.
В чудесной книжке "Свет на Пути" верно сказано, что посвящения даются
ученикам самой жизнью; это, конечно, не те посвящения, которые даются
в самом Храме (первое из них при прохождении через Златые Врата), а те
постоянные испытания, с которыми ученик встречается в своей ежедневной
жизни; вполне реально можно сказать, что жизнь — Великий Иерофант. Все
испытания, через которые ученик проходит, свидетельствуют о его силе и
развивают его способности. В "Свете на Пути" изложены определенные
условия, начертанные, как говорится в "Комментариях", в передней
каждой ложи истинного братства. Эти правила выражены мистическим
языком, а при употреблении мистической речи может возникнуть опасность
слишком буквально понимать слова, не вникая в сокровенный их смысл. Вы
помните четыре истины, начертанные в передней каждого духовного
братства.
"Прежде чем очи увидят, они должны быть недоступны слезам.
Прежде, чем ухо услышит, оно должно утратить свою чувствительность.
Прежде, чем голос может заговорить в присутствии Учителя, он должен утратить способность наносить боль.
Прежде, чем душа может предстать перед Учителем, стопы ее должны быть омыты кровью сердца".
Автор "Света на Пути" дал к своей книге ценные комментарии, помогающие
раскрыть глубокий внутренний смысл этих первых истин. В них
объясняется, что фраза: "Прежде, чем очи увидят, они должны быть
недоступны слезам" — означает, что душа должна перейти от жизни
ощущений к жизни познания, из места, где она постоянно потрясается
страстными вибрациями чувств — в область знания, где царят
определенность, тишина и покой. Глаза — окна души; окна эти
затуманиваются "влагой жизни", т. е. сильные ощущения радости или
страдания набрасывают покров на окна души, и она не в состоянии через
него ясно видеть. Эта пелена набрасывается не изнутри, а извне; не
душа, а личность рождает ее, ибо она является не вследствие понимания
жизни, а в силу страстных ощущений. Потому она выражена словом
"слезы", которые являются подходящим символом страстных эмоций радости
и скорби. Очи души не могут настоящим образом видеть, пока они не
стали недоступны слезам, пока окна души не утеряли способность
затуманиваться извне осаживающейся влагой, пока они не прояснились и
не стали пропускать Света Знания. Это искусство должно быть обретено.
Это не значит, что ученик утеряет свою чувствительность, но что ничто,
извне приходящее, не может нарушить его равновесия; он не теряет
способности страдать или наслаждаться — он будет более остро и
страдать, и радоваться, чем другие, — но ни скорбь, ни радость не
будут в состоянии отвлечь его от его цели и лишить того равновесия,
которое приходит с истинным знанием. Знание дает понимание вечного,
непреходящего, и потому у человека является спокойное убеждение, что
нереальное не может затуманить зрения души.
То же и со второй истиной: "Прежде, чем ухо услышит, оно должно
утратить свою чувствительность". Душа должна достигнуть места
безмолвия; ибо, хотя голос Учителя постоянно звучит в мире, но уши
людей не слышат его, потому что они оглушены звуками внешней