в их ауре обнаженным то, что обыкновенно
окутывается в благообразную видимость, видя постоянно людей такими,
каковы они в действительности, а не такими, каковы они кажутся во
внешнем мире? Только тому может быть дана такая сила, кто, помня свои
собственные недостатки и борьбу, научился не гневаться и не осуждать,
а сострадать и помогать слабым. Вот почему предъявляются суровые
требования неофиту, стоящему на пороге Храма, в котором место лишь
помощникам и слугам человечества. Стоящая перед ним задача так велика,
что прежде, чем к ней прикоснуться, он должен сильно подвинуться: он
должен быть свободен от человеческой слабости, обрести все знание,
доступное в пределах нашей системы, и развить способности познавания
настолько, что в любой момент, куда бы он ни обратил свое внимание, он
мог бы воспринять все, что может быть познанным. Ибо таковы
способности Посвященного. Адепт есть "тот, которому не осталось ничему
учиться"; он стоит на последней ступени в Храме и совершает такую
великую божественную работу, что она казалась бы невозможной, если бы
мы не знали, что люди ее уже совершали. Какой прогресс должна
совершить душа в несколько кратких жизней, чтобы подняться с того
сравнительно невысокого уровня, на котором ее застало первое
Посвящение, до тех головокружительных высот, на которых стоят
совершенные Адепты, цвет человеческой эволюции? Раз такая могучая
задача предстоит неофиту и ему суждено отбросить последние призраки
человеческих слабостей и неведения, то понятно, что ему надо нести
колоссальную работу: ставить твердые и могучие устои тому зданию,
которое затем ему суждено возвести. Когда глаза открываются, величие
задачи выступает ярче, чем в дни, когда они были сомкнуты; вступившему
на Путь, Путь кажется выше и длиннее, чем тем, которые видят его
сквозь отуманенные очи по ту сторону Врат; вступившие видят более ясно
Тех, Кто впереди, и точнее измеряют отделяющее от Них пространство. В
свете этой славы как бледны подвиги ученика! Как ничтожно и слабо все
его делание в свете Их совершенной силы; как почти безгранично его
неведение в свете Их совершенного знания, а между тем, только четыре
ступени еще отделяют его от Них. Но условия в Храме будут совсем иные;
то, что казалось трудным, становится легким, и, что казалось
невозможным, осуществляется там. Прежде всего большая перемена в том,
что люди в Храме "понимают". Помните слова, на которых я нарочно
остановилась, приведя возглас торжества, сорвавшийся с уст Будды,
когда Он провозгласил конец рабства и обретение свободы? Этот возглас
говорил стоящим в мире не только о причине страдания, но и о
прекращении страдания, прекращении, рождающемся от понимания
действительности.
О вы, что страдаете! Знайте:
Вы страдаете от самих себя. Никто иной не принуждает.
Никто иной не заставляет вас жить и умирать".
Переступивший порог знает, что это правда. Люди страдают от самих
себя; они не скованы. Как только человек это понял, весь Путь, со
всеми его терниями, преобразится в его глазах; он понимает, что мир
страдает по неведению, что если люди страдают, то это потому, что они
мало растут и не знают, что переходят из жизни в жизнь; колесо
рождений и смертей, к которому они привязаны, держит их так крепко,
потому что они не знают о своей свободе. Когда впервые сознание
человека, переступившего порог, озаряется этим пониманием, он знает,
смотря на мир со всеми его плачущими очами и надрывающиыися сердцами,
что есть конец страданию, что оно прекратится вместе с неведением. И
таким образом, раздирающая мука сердца отошла: возможна еще скорбь,
пока человек ее не перерос, но не может быть более отчаяния и утери
надежды. В ученике является уверенность, что заря взойдет и солнце
встанет. Но кроме того, переступив порог, он обретает непрерывное
сознание, над которым смерть не будет больше иметь власти; рождение не
родит более забвения. На все последующие жизни при нем будет это
непрерывное сознание, навсегда обретенное самосознание, которое
утерять больше он не может. В сущности, раз родившись в человеке, оно
никогда больше утерянным не может быть, но око не отпечатлевается в
низшем сознании в течение тех жизней, которые лежат по эту сторону
Храма. Вступив в Храм, душа обретает непрерывное самосознание, она
может оглянуться назад, заглянуть вперед и чувствовать себя сильной в
познании своей бессмертной Сути. Как это должно преобразить жизнь! Ибо
какие самые большие неизбежные страдания для человека? Самые тяжелые —
это разлука и смерть: