А. Безант

В преддверии храма

в их ауре обнаженным то, что обыкновенно

окутывается в благообразную видимость, видя постоянно людей такими,

каковы они в действительности, а не такими, каковы они кажутся во

внешнем мире? Только тому может быть дана такая сила, кто, помня свои

собственные недостатки и борьбу, научился не гневаться и не осуждать,

а сострадать и помогать слабым. Вот почему предъявляются суровые

требования неофиту, стоящему на пороге Храма, в котором место лишь

помощникам и слугам человечества. Стоящая перед ним задача так велика,

что прежде, чем к ней прикоснуться, он должен сильно подвинуться: он

должен быть свободен от человеческой слабости, обрести все знание,

доступное в пределах нашей системы, и развить способности познавания

настолько, что в любой момент, куда бы он ни обратил свое внимание, он

мог бы воспринять все, что может быть познанным. Ибо таковы

способности Посвященного. Адепт есть "тот, которому не осталось ничему

учиться"; он стоит на последней ступени в Храме и совершает такую

великую божественную работу, что она казалась бы невозможной, если бы

мы не знали, что люди ее уже совершали. Какой прогресс должна

совершить душа в несколько кратких жизней, чтобы подняться с того

сравнительно невысокого уровня, на котором ее застало первое

Посвящение, до тех головокружительных высот, на которых стоят

совершенные Адепты, цвет человеческой эволюции? Раз такая могучая

задача предстоит неофиту и ему суждено отбросить последние призраки

человеческих слабостей и неведения, то понятно, что ему надо нести

колоссальную работу: ставить твердые и могучие устои тому зданию,

которое затем ему суждено возвести. Когда глаза открываются, величие

задачи выступает ярче, чем в дни, когда они были сомкнуты; вступившему

на Путь, Путь кажется выше и длиннее, чем тем, которые видят его

сквозь отуманенные очи по ту сторону Врат; вступившие видят более ясно

Тех, Кто впереди, и точнее измеряют отделяющее от Них пространство. В

свете этой славы как бледны подвиги ученика! Как ничтожно и слабо все

его делание в свете Их совершенной силы; как почти безгранично его

неведение в свете Их совершенного знания, а между тем, только четыре

ступени еще отделяют его от Них. Но условия в Храме будут совсем иные;

то, что казалось трудным, становится легким, и, что казалось

невозможным, осуществляется там. Прежде всего большая перемена в том,

что люди в Храме "понимают". Помните слова, на которых я нарочно

остановилась, приведя возглас торжества, сорвавшийся с уст Будды,

когда Он провозгласил конец рабства и обретение свободы? Этот возглас

говорил стоящим в мире не только о причине страдания, но и о

прекращении страдания, прекращении, рождающемся от понимания

действительности.

О вы, что страдаете! Знайте:

Вы страдаете от самих себя. Никто иной не принуждает.

Никто иной не заставляет вас жить и умирать".

Переступивший порог знает, что это правда. Люди страдают от самих

себя; они не скованы. Как только человек это понял, весь Путь, со

всеми его терниями, преобразится в его глазах; он понимает, что мир

страдает по неведению, что если люди страдают, то это потому, что они

мало растут и не знают, что переходят из жизни в жизнь; колесо

рождений и смертей, к которому они привязаны, держит их так крепко,

потому что они не знают о своей свободе. Когда впервые сознание

человека, переступившего порог, озаряется этим пониманием, он знает,

смотря на мир со всеми его плачущими очами и надрывающиыися сердцами,

что есть конец страданию, что оно прекратится вместе с неведением. И

таким образом, раздирающая мука сердца отошла: возможна еще скорбь,

пока человек ее не перерос, но не может быть более отчаяния и утери

надежды. В ученике является уверенность, что заря взойдет и солнце

встанет. Но кроме того, переступив порог, он обретает непрерывное

сознание, над которым смерть не будет больше иметь власти; рождение не

родит более забвения. На все последующие жизни при нем будет это

непрерывное сознание, навсегда обретенное самосознание, которое

утерять больше он не может. В сущности, раз родившись в человеке, оно

никогда больше утерянным не может быть, но око не отпечатлевается в

низшем сознании в течение тех жизней, которые лежат по эту сторону

Храма. Вступив в Храм, душа обретает непрерывное самосознание, она

может оглянуться назад, заглянуть вперед и чувствовать себя сильной в

познании своей бессмертной Сути. Как это должно преобразить жизнь! Ибо

какие самые большие неизбежные страдания для человека? Самые тяжелые —

это разлука и смерть: