в этой новой форме
она сослужила хорошую службу миру. При виде жестокого отношения к
слабому человек разражался гневом; при виде несправедливости, он
негодовал и восставал против нее, и таким образом он постепенно очищал
свой гнев от многих примесей; в прежних жизнях он гневался за себя, он
возмущался, когда его лично оскорбляли, и платил ударом за удар, но
задолго до вступления в Преддверие он научился побеждать в себе зверя
и давно уже перестал платить злом за зло и ненавистью за ненависть.
Очистив гнев от элемента личного, он стал негодовать не тогда, когда
его оскорбляли, а когда на его глазах обижали ком-либо другого; не
столько свои, сколько чужие страдания стали вызывать в нем протест.
При виде жестокости по отношению к существу слабому и беззащитному, он
бросался на обидчика и спасал слабого от насилия. Таким образом, он
пользовался высшими эмоциями для того, чтобы овладеть низшими;
благородно направленная страстность поработила его животную природу,
он перестал гневаться за себя и негодовал лишь за тех, кому желал
помочь. Он давно признал служение своим долгом; один же из способов
служения в мире — борьба с угнетателями. Он сражался за слабых и
обездоленных, он горячо восставал против зла и неправды и совершал в
мире работу героя. Но в тихой атмосфере Преддверия, в свете исходящих
из Святая Святых лучей совершенного сострадания нет места для гнева,
даже если гнев и очищен от личного раздражения. Ученик должен
научиться понимать, что те, которые творят зло, также его братья и
что, совершив зло, они страдают больше, чем терпящие от них обиду; он
начинает понимать, что это благородное негодование, эта страстная
ненависть ко всякой неправде, этот бескорыстно пламенеющий огонь не
может быть свойством души, неизменно тяготеющей к Богу, ибо
Божественная Любовь любит всех детей, которых посылает в мир, на какой
ступени развития они бы ни стояли. Божественная Любовь, из которой все
изошло, не имеет ничего вне себя. Она разлита во всей вселенной; она
пребывает и в сердце злодея, и в сердце святого. В Преддверии человек
должен уметь за скрывающимися покровами видеть Божественное, ибо здесь
духовные очи должны открыться, и между душой и "я" других людей не
должно быть более стен; благородное негодование должно очиститься от
гнева и превратиться в одну святую силу помощи всем; в своей
совершенной чистоте она готова помочь и тирану, и рабу, и тому, кто
угнетает, и тому, кто угнетен, ибо Спасители мира не выбирают, кому
служить. Те, кто желают стать Слугами всех, не должны никого
ненавидеть. То, что было когда-то гневом, очистившись, превратилось в
покровительство слабым, в безличную борьбу со злом, в совершенную
справедливость ко всем.
То же, что он сделал с гневом, человек должен сделать и с любовью. На
низших ступенях любовь его проявлялась в бедной, неприглядной и убогой
форме; она стремилась только к удовлетворению себя и мало заботилась о
любимом существе. По мере того, как душа росла, любовь изменялась, она
облагораживалась, делалась менее эгоистичной и начинала обращаться к
высшим сторонам любимого существа; внешняя сторона утрачивала свое
значение, и любовь, некогда чувственная, сделалась чистой и
нравственной. В Преддверии она должна еще очиститься; она должна
освободиться от всякой исключительности. Очищаясь от личных примесей,
расширяясь и все сильнее разгораясь, любовь будет стремиться не брать,
а как можно больше давать другим. Делаясь все более и более
божественной, любовь будет устремляться туда, где нужда сильнее, а не
туда, где она может получить больше взамен.
В течение этого очистительного процесса душа будет строго проверять
себя, и, служа человечеству, она будет постоянно спрашивать себя: нет
ли чего-либо личного в ее служении? Если окажется, что душевная ее
деятельность тонко переплетена с самостью, что она менее занята
успехом дела, чем успехом действующего лица; если, потерпев неудачу и
видя успех другого, она вместе с радостью за успех дела испытает долю
разочарования, она узнает, что в ее служении все еще есть личная
примесь; если бы она служила совершенно бескорыстно, у нее не было бы
и мысли о своем участии в успехе дела. Если неудача хотя на миг
затуманила душевную жизнь, лишая обычного мира и бодрости, то это
ясный признак, что работа очищения еще не закончена и душевные очи еще
не прозрели. Если испытывая и измеряя свою любовь, душа заметит в себе
легкую дрожь разочарования при встрече с равнодушием и непониманием, и
поток любви готов податься