А. Безант

В преддверии храма

назад и приостановиться, потому что те,

кому она дает свою любовь, не отвечают такой же любовью, то эта душа,

суровая к себе и сострадательная к другим, поймет, что в ее любви есть

еще тонкая примесь элемента личного, что она еще не нашла той высшей

радости, которая заключается в одном акте давания. Тогда она снова

принимается за труд очищения и снова трудится, пока не научается

давать свою любовь без единой мысли о награде или ответе; ибо воистину

она знает, что больше всего потребности в любви у того, кто мало умеет

любить, и что больше всего нуждаются в ней те души, которые еще ничего

не умеют давать взамен.

Так душа сознательно трудится и растет, очищая свою низшую природу

неустанными усилиями и неумолимой требовательностью; ибо она никогда

себя не сравнивает с теми, которые ниже, а с Теми, кто выше; ее очи

всегда устремлены на Тех, кто достиг вершины, а не на тех, что еще

только поднимаются к внешней ограде. Ни на одно мгновение душа не

может остановиться, отдохнуть," она не может успокоиться и быть

довольной, пока не увидит своего приближения к Цели, пока не

почувствует, что перестала противиться святым силам Света, льющимся на

человечество из Сердца вселенной.

В Преддверии человек искушается не пороками, а своими добродетелями;

тонкий соблазн является ему в небесных образах, в форме того, что в

нем есть самого великого и благородного. Из-за недостатка знаний,

добродетели обращаются в искушения, ибо человек перерос ту черту, за

которой порок мог бы задеть или соблазнить его: чтобы ввести его в

искушение, порок должен накинуть на себя маску добродетели. Вот почему

ученик делается таким суровым и требовательным к себе; он хорошо знает

по своим ошибкам и по заблуждениям своих товарищей, что то, что

кажется столь трудным в мире, делается легким за оградой; он знает

также, что враг как бы похищает у него эти добродетели, чтобы обратить

их в искушения и привести его к падению на Пути. Единственное спасение

для него жить в свете "Высшего Я"; он понимает, что он не смеет

подойти к вратам Храма, пока этот свет не засиял в нем самом. Ибо как

ему вступить в Свет, перед которым весь здешний свет — тьма? Как

дерзнуть подойти к Свету, которого не могут выдержать нечистые очи,

при котором все, что мы называем добродетелью, кажется несовершенным,

и то, что мы называем красотой, кажется некрасивым? Как он посмеет

войти в Храм, где душа будет стоять обнаженная перед Учителем, как она

выдержит Его взор, если в сердце еще пребывает нечто нечистое, что

может оскорбить Его?

И потому то, что было тяжело во внешнем мире, делается радостным в

Преддверии, и очищающее страдание приветствуется как желанное.

Господь, Учитель и Покровитель всех всегда стоит на пылающей земле;

Его окружает пламя, пожирающее все, к чему оно прикасается. В сердце

тех, что стоят в Преддверии, остались скрытые уголки, куда свет еще не

проник; перед входом в Храм конечное очищение совершается живым

пламенем Самого Господа; это пламя пожирает дотла все нечистое, что

еще таилось в уголках сердца ученика. Он отдал себя Господу без

остатка на этой пылающей земле, перед самым входом в Храм горит огонь,

через который должны пройти все желающие войти. За чертой этого огня и

в самом пламени виднеется Господь; от Него же рождается это пламя, от

Его святых ног исходит очищающая сила его. Когда ученик окончательно

очищается, он переступает врата, которые его навеки отделят от всех

интересов низшего мира; одно лишь стремление будет жить в нем: желание

служить возрождению человечества. На земле не осталось ничего, что

могло бы еще привлечь его, ибо он узрел лик своего Господа и перед этим

видением потускнел и потух всякий иной свет.

Глава II

КОНТРОЛЬ МЫСЛИ

В том отделе моего предмета, к которому я приступаю сегодня, может

быть, обнаружится самое большое различие, которое существует между

точкой зрения среднего вдумчивого и уравновешенного человека и точкой

зрения оккультиста. Мне придется с самого начала вести вас шаг за

шагом, чтобы показать вам, как постепенно меняются точки зрения, ибо

главное изменение человека относится к его сознанию, к роли последнего

в его эволюции, к функциям ума и к способу, которым эти функции

совершаются, и как раз в этой области сказывается все изменение,

совершающееся в мировоззрении человека. Попробуем на одну минуту

представить себе, каким образом добрый, справедливый и развитой

человек, т. е. не поверхностный и не легкомысленный, а вдумчивый и

уравновешенный, как такой человек смотрит