А. Безант

В преддверии храма

на умственную дисциплину.

Тот, кто сознательно поставил перед собой идеал добра, который он

стремится осуществить, и известный долг, который он старается

выполнить, тот признает, что то, что мы называем своей низшей

природой, должно быть покорено и направлено к добру. Это для него вне

всякого сомнения. Вдумчивый человек непременно скажет, что страсти и

аппетиты тела, низшие эмоции, стихийно увлекающие легкомысленных

людей, что вся эта сторона человеческой природы, которая возбуждается

извне и вызывает в нем непродуманные поступки, должна быть под его

контролем. Он назовет это своей низшей природой и заставит ее

повиноваться высшей природе. При тщательном анализе окажется, что то,

что мы обыкновенно называем самообладанием, и есть этот контроль над

низшей природой, т. е. господство ума над желаниями. Больше того, при

дальнейшем анализе мы увидим, что, говоря о сильной воле, о сильном

характере человека, действующего при самых трудных обстоятельствах по

определенно выработанному плану, мы имеем в виду человека, широко

развитого, который в своих решениях и действиях руководствуется не

внешними обстоятельствами, не окружающими его соблазнами, на которые

отвечает его животная природа, а той суммой накопившегося опыта,

которая именуется памятью. Эта память прошлого есть след, оставленный

переживаниями, над которыми ум работает, которые он сгруппировал,

сопоставил и из которых он сделал путем интеллектуального и

логического усилия определенные выводы. Этот вывод остается в уме как

правило поведения, и когда такой человек находится в трудных условиях,

в таких условиях, которые совершенно подавляют слабую волю и сбивают с

пути обыкновенного человека, то этот более сильный и более развитой ум

руководствуется в своем поведении теми правилами, которые он выработал

в свои спокойные минуты, когда его низшая природа не была возбуждена и

не была окружена соблазнами; он не позволяет импульсам минуты сбить

себя с намеченного пути.

Имея дело с таким человеком, вы часто можете предвидеть, что он будет

делать; вы знаете принципы, на которых основано его поведение; вы

знаете преобладающие линии его мысли и его сильный, определенный

характер, и вы совершенно уверены, что, какие бы ни были внешние

соблазны, в час борьбы этот человек осуществит идеал, который он

поставил перед собой в минуту спокойного размышления. Это мы и имеем в

виду, говоря о человеке с самообладанием. Такой человек достиг уже

довольно высокой ступени развития: он сознательно стремится к полному

господству над своей низшей природой; при самом большом возбуждении

извне, душа его способна устоять против неожиданного соблазна, и он

поступает благородно, как бы ни было велико искушение поступить низко.

Мы взяли как пример человека с сильным характером, с ясным мышлением,

с разумным отношением к жизни, который не поддается, подобно

недисциплинированному человеку, обстоятельствам или импульсам. Но этот

человек может подняться на более высокую ступень. Он может прийти в

соприкосновение с великой философской системой, например, с

теософическим учением, которое объяснит ему работу ума. Почерпнет ли

он ее из древних источников Индии, Египта, Греции или из современной

европейской литературы, эта философия во всяком случае даст ему новое

воззрение на вселенную и во многом изменит его точку зрения.

Если такой человек примет основные учения теософии, то он поймет, как

велико влияние его мыслей; он поймет, что ум его обладает творческой

силой и что он во время своей работы буквально создает определенные

мысле-образы и этим творческим актом постоянно населяет окружающий его

мир деятельными силами, которые работают на благо или на зло, часто

воздействуя на душу и на жизнь таких людей, с которыми он уже не

приходит в личное соприкосновение. Он начнет понимать, что для такого

влияния на умы ему не надо непременно выразить свою мысль устным или

письменным словом, также нет необходимости, чтобы его мысль облекалась

в действие, которое послужило бы добрым или дурным примером. Он может

быть совершенно неизвестной личностью в мире и не выступать публично.

Он может явно влиять на чрезвычайно малый круг друзей и родных,

приходящих с ним в личное соприкосновение, и тем не менее, даже

пребывая в полном одиночестве, он обладает силою, превосходящею силу

примера или речи: он может помогать или вредить миру; он может очищать

или отравлять умы своего поколения; он может содействовать прогрессу

или задерживать его; он может поднимать людей или тянуть их