А. Безант

В преддверии храма

без перерыва сознания; он должен создать себе орудия,

необходимые для обретения сознания в иных сферах, и затем постепенно

очистить их так, чтобы они не являлись для него препятствием, а

превратились бы в чистые, прозрачные проводники познания на всех

планах. Употребленное слово "преемник" может ввести в заблуждение; это

— обычное затруднение со всеми выражениями, употребляемыми для

душевных явлений. С одной стороны, оно помогает выяснению мысли, с

другой, затемняет ее. Этот процесс индивидуализации не создает сосуда

и не заполняет его сразу, придавая ему определенные очертания; он

скорее аналогичен с образованием солнечной системы. Напрягая свое

воображение, можно себе представить то далекое время, когда не было

ничего, кроме пространства, и в пространстве ничего не было видно; в

этом пространстве, которое кажется пустотою, но которое в сущности

полно невидимой для глаза полнотой, является легкий туман, слишком

тонкий, чтобы быть названным туманом, но представляющий собой начало

сгущения; понемногу туман сгущается и сгущается, уплотняясь и

постепенно отделяясь от окружающего пространства, из легкой тени он

превращается мало-помалу в более определенный образ, туманность

сгущается и образует систему с планетами и центральным солнцем. Так и

дух совершает индивидуализацию: сперва он, подобно тени, является в

мировой пустоте, которая полнее всякой полноты, затем делается

туманом, образует все более и более определенные формы и с течением

эволюции рождает индивида, душу, там, где вначале была лишь легкая тень.

Таков картинный процесс образования индивидуального сознания, так

образуется душа в течение эволюции. Она не есть нечто уже готовое, что

погружается в океан материи; она медленно, медленно создается или

сгущается до того момента, пока делается индивидом, начинающим расти и

непрестанно развивающимся с течением эволюции. Эта душа пребывает из

жизни в жизнь через неисчислимые века. В сознании этого растущего

индивида сохраняется сознание всего того, что лежит за ним в прошлом.

Душа есть сущность, которая в некоторых сынах человеческих вырастает

до необычайного могущества. Все, что пережито и накоплено в прошлом,

хранится в этом расширенном сознании, которое как бы втянуло в себя

все свои жизни и опознало все свое прошлое. При каждом новом рождении,

когда собирается новый опыт, эта извечно растущая душа облекает часть

себя в новые оболочки, чтобы собрать новый опыт; и эта часть, которая

спускается на низшие планы, чтобы скопить новое знание для роста души,

и есть ум человека: это — та часть души, которая работает посредством

мозга, ограниченная и скованная мозгом. Под этим игом плоти сознание,

не будучи в состоянии проникать через грубый покров материи,

затуманивается. Таким образом, ум есть только борющаяся часть души,

работающая для роста всей души.

По мере того, как она работает, душа развивается и являет могущество.

Душа облечена в оковы материи, и та ее часть, которая может проявиться

через мозг, есть ум человека; иногда эта часть бывает велика, иногда

мала, смотря по тому, какой ступени достигла эволюция. В Преддверии

человек понимает, что ум есть только условное проявление души. Он

понимает, что точно так же, как тело и "природа желания" должны быть

подчинены уму, этой пленной части души, точно так же и ум должен

подчиниться той великой Сущности, которую он только слабо представляет

собою в данный момент. Он — только орудие, только орган души,

проявляющейся ради известной работы. То, что он соберет, он должен

вернуть самой душе.

Каково же будет отношение к этим вопросам нашего ученика?

Ум ученика, приходя в соприкосновение с внешним миром, собирает факты,

группирует их, делает выводы и строит на этом материале все свои

интеллектуальные процессы. Результат этой деятельности переходит вверх

или, лучше сказать, внутрь самой души; это то, что душа берет с собой

в дэвачан и там, переработав, преображает в мудрость. Мудрость совсем

не то, что ученость. Ученость — это совокупность фактов, это суждения

и выводы, основанные на них, а мудрость есть квинтэссенция всего, что

душа вынесла из этих опытов. В дэвачане душа и претворяет опыт в

мудрость.

Наш ученик понимает, что душа, которая пережила все прошлые жизни и

постепенно построила себя, и есть его настоящее "я". Он начинает

понимать разницу между вечно пребывающим "я" и умом, который есть

только преходящее проявление этого "я". Ум есть проявление души в мире

материи, где он исполняет работу, заданную ему душой. Когда