без перерыва сознания; он должен создать себе орудия,
необходимые для обретения сознания в иных сферах, и затем постепенно
очистить их так, чтобы они не являлись для него препятствием, а
превратились бы в чистые, прозрачные проводники познания на всех
планах. Употребленное слово "преемник" может ввести в заблуждение; это
— обычное затруднение со всеми выражениями, употребляемыми для
душевных явлений. С одной стороны, оно помогает выяснению мысли, с
другой, затемняет ее. Этот процесс индивидуализации не создает сосуда
и не заполняет его сразу, придавая ему определенные очертания; он
скорее аналогичен с образованием солнечной системы. Напрягая свое
воображение, можно себе представить то далекое время, когда не было
ничего, кроме пространства, и в пространстве ничего не было видно; в
этом пространстве, которое кажется пустотою, но которое в сущности
полно невидимой для глаза полнотой, является легкий туман, слишком
тонкий, чтобы быть названным туманом, но представляющий собой начало
сгущения; понемногу туман сгущается и сгущается, уплотняясь и
постепенно отделяясь от окружающего пространства, из легкой тени он
превращается мало-помалу в более определенный образ, туманность
сгущается и образует систему с планетами и центральным солнцем. Так и
дух совершает индивидуализацию: сперва он, подобно тени, является в
мировой пустоте, которая полнее всякой полноты, затем делается
туманом, образует все более и более определенные формы и с течением
эволюции рождает индивида, душу, там, где вначале была лишь легкая тень.
Таков картинный процесс образования индивидуального сознания, так
образуется душа в течение эволюции. Она не есть нечто уже готовое, что
погружается в океан материи; она медленно, медленно создается или
сгущается до того момента, пока делается индивидом, начинающим расти и
непрестанно развивающимся с течением эволюции. Эта душа пребывает из
жизни в жизнь через неисчислимые века. В сознании этого растущего
индивида сохраняется сознание всего того, что лежит за ним в прошлом.
Душа есть сущность, которая в некоторых сынах человеческих вырастает
до необычайного могущества. Все, что пережито и накоплено в прошлом,
хранится в этом расширенном сознании, которое как бы втянуло в себя
все свои жизни и опознало все свое прошлое. При каждом новом рождении,
когда собирается новый опыт, эта извечно растущая душа облекает часть
себя в новые оболочки, чтобы собрать новый опыт; и эта часть, которая
спускается на низшие планы, чтобы скопить новое знание для роста души,
и есть ум человека: это — та часть души, которая работает посредством
мозга, ограниченная и скованная мозгом. Под этим игом плоти сознание,
не будучи в состоянии проникать через грубый покров материи,
затуманивается. Таким образом, ум есть только борющаяся часть души,
работающая для роста всей души.
По мере того, как она работает, душа развивается и являет могущество.
Душа облечена в оковы материи, и та ее часть, которая может проявиться
через мозг, есть ум человека; иногда эта часть бывает велика, иногда
мала, смотря по тому, какой ступени достигла эволюция. В Преддверии
человек понимает, что ум есть только условное проявление души. Он
понимает, что точно так же, как тело и "природа желания" должны быть
подчинены уму, этой пленной части души, точно так же и ум должен
подчиниться той великой Сущности, которую он только слабо представляет
собою в данный момент. Он — только орудие, только орган души,
проявляющейся ради известной работы. То, что он соберет, он должен
вернуть самой душе.
Каково же будет отношение к этим вопросам нашего ученика?
Ум ученика, приходя в соприкосновение с внешним миром, собирает факты,
группирует их, делает выводы и строит на этом материале все свои
интеллектуальные процессы. Результат этой деятельности переходит вверх
или, лучше сказать, внутрь самой души; это то, что душа берет с собой
в дэвачан и там, переработав, преображает в мудрость. Мудрость совсем
не то, что ученость. Ученость — это совокупность фактов, это суждения
и выводы, основанные на них, а мудрость есть квинтэссенция всего, что
душа вынесла из этих опытов. В дэвачане душа и претворяет опыт в
мудрость.
Наш ученик понимает, что душа, которая пережила все прошлые жизни и
постепенно построила себя, и есть его настоящее "я". Он начинает
понимать разницу между вечно пребывающим "я" и умом, который есть
только преходящее проявление этого "я". Ум есть проявление души в мире
материи, где он исполняет работу, заданную ему душой. Когда