чувствуем и познаем посредством различий. Только с помощью
различий мы знаем, что живем и являемся мыслящими существами. Единение
не оказывает на сознание никакого впечатления. Различие и несходство —
те вещи, которые дают возможность расти сознанию. Сознание, не
ограниченное условиями, находится вне нашего мышления. Мы можем думать
только в пределах раздельного и условного. Теперь мы можем понять, как
появляются различия в природе, как во всём этом определенную роль
играет время и как всё имеет одно и то же естество и достигает одной и
той же цели, хотя, разумеется, существуют различия в ступенях проявления
и, соответственно, в законах, приспособленных к каждой стадии. Прежде
чем мы приступим к исследованию сложных проблем, связанных с развитием
этой внутренней природы, мы должны уже сегодня понять всё вышесказанное.
Тема действительно трудная, пока тайны пути действия не станут для нас
ясными и пока мы не поймем лежащий в основе закон и не признаем
принципы развивающейся жизни.
Пусть тот, кто дал дхарму Индии, как ее основную ноту, озарит своей
раскрывающейся и бессмертной жизнью, своим сияющим и неизменным Светом
наши темные умы, которые стараются понять его Закон, ибо только когда
его благословение прольется на ищущего, его Закон будет понят умом и
запечатлен в сердце.
Лекция 2
ЭВОЛЮЦИЯ
Вы помните, что для удобства мы разделили всю тему на три основные
части — различия, эволюция и вопросы добра и зла. Мы уже рассмотрели
вопрос о различиях, и как произошло, что каждый человек имеет
различную дхарму. Еще раз напомню определение дхармы. Оно означает
внутреннюю природу, отмеченную стадией эволюции, плюс закон роста для
следующей стадии эволюции. Держите это определение в уме, так как без
него мы не сможем применить дхарму к тому, что мы будем изучать в
третьей части этой темы.
Под темой "Эволюция" мы изучаем путь, по которому зародыш жизни
развивается в совершенное подобие Бога, помня, что этот образ Бога
может быть представлен только совокупностью бесчисленных объектов,
составляющих Вселенную во всех ее деталях, и что совершенство
индивидуальности зависит от полноты, с которой она выполнит свою
собственную часть в огромном Целом.
Прежде чем мы сможем понять эволюцию, мы должны найти ее источник и
мотив, жизнь, погружающуюся в материю, прежде чем она разовьет
сложные организмы разных видов. Начнем с принципа, что всё исходит из
Бога и всё находится в Боге. Ничто во Вселенной не может быть исключено
из него. Никакая жизнь, кроме его жизни, никакая сила, кроме его силы,
никакая энергия, кроме его энергии, никакая форма, кроме его форм —
всё есть результаты его мысли. Это наше основное положение. Это — то
основание, на котором мы должны стоять, смело признавая всё, что оно
означает. "Семя всех существ", — говорит Шри Кришна как величайший
Ишвара, — "Это есть Я, о Арджуна! Ничего нет движущегося и неподвижного,
что могло бы существовать вне меня" ("Бхагавад-гита", X.39). Не будем
бояться принять это основное положение. И из-за несовершенства развивающихся
жизней не уклоняйтесь от вывода, к которому приведет нас эта истина.
В другом месте он говорит: "Я — и в игре плутующих и в великолепии
великолепных вещей" ("Бхагавад-гита", X.36). Что означает смысл этих
слов, звучащих так странно? Каково объяснение этих фраз, которые
кажутся почти богохульными? Точно такой же истине учит Ману: "Из себя
самого Он творит Вселенную". Жизнь, исходящая от Величайшего, облекает
себя одним за другим покровами майи, в которых эта жизнь должна
развить в совершенстве и всё находящееся в ней в латентном состоянии.
Первый вопрос: содержит ли эта жизнь, которая исходит из Ишвары, уже
всё развитым, каждую проявленную силу, каждую возможность осуществленной
как Реальность? Ответ на этот вопрос, повторяемый опять и опять в
символах, аллегориях и в ясных словах, всегда — "нет". Она содержит
всё в потенции, но не в полном проявлении. Она содержит в себе всё в
зародыше, но с самого начала — ничего как развитый организм. Семя есть
то, что вложено в великие воды материи, и только одно семя распространяется
дальше Жизнью Мира. Эти зародыши, которые исходят из жизни Ишвары,
развивают шаг за шагом, стадия за стадией, ступень за ступенью — все
силы, пребывающие в Отце-Производителе, — имя, которое Ишвара дает
самому себе в "Гите". Он еще раз провозглашает: "Мое лоно — Великий
Брахман, в него помещаю я семя, отсюда происходит рождение всех
существ, о Бхарата. В каких бы лонах ни рождались смертные,