А. Безант

Законы высшей жизни

на время орудие достаточно

чуткое, чтобы воспринимать его импульсы и отзываться на них. Больной

мозг не создает видений — последние принадлежат сверхфизическому

миру, — но больной мозг создает условия, при которых видение

может отпечатлеться в физическом сознании. Истерия и другие нервные

болезни сопровождают не редко такие явления.

Правда, там, где законы развития правильно поняты и направлены, там

болезнь перестает быть спутником подобных высших переживаний. Но не

удивительно, что многие люди — неподготовленные и не привыкшие к

самоуглублению и самоанализу и не знакомые с законами работы сознания —

когда они действуют в физической сфере, кажутся менее разумными чем

окружающие их люди; это происходит оттого, что мало интересуясь предметами

земного мира, они так всецело поглощены Высшей Жизнью.

Посмотрим же, откуда является опасность? Причину не трудно найти.

Возьмите ненатянутую струну — она не даст никакой музыкальной ноты.

Натяните ее и она произведет звук. Но в то же время она подвергается

опасности порваться. То же и с мозгом. Пока он — так сказать — слабо

натянут, он отзывается только на медленные вибрации физической сферы,

ни одной ноты из небесной музыки не может прозвучать через такой мозг,

потому что его нервная материя недостаточно напряжена, чтобы отвечать

на более быстрые колебания. Только когда она направляется благодаря

сильному волнению, или большому усилию, обыкновенный мозг в состоянии

воспринимать подобные вибрации. Поэтому напряжение, проявляющееся

обыкновенно как истерия или нервное возбуждение, создает условия, при

которых нервная материя способна воспринимать колебания более быстрые

и высокие, чем колебания физической сферы. Натянутость нервов есть

необходимое условие для проявления Высшей Жизни и Высшего Сознания. Когда

это хорошо устроено, тогда главное возражение школы Ломброзо против

религиозного опыта теряет всю свою силу и значение. И болезнь, и невропатия

— естественны, потому что дело идет о проводнике, который стоит

на той ступени эволюции, которая неспособна отзываться на более

тонкие вибрации. Для того, чтобы мозг мог отвечать на них, его нужно

усовершенствовать, сделать его более упругим. В нашей настоящей стадии

развития мы окружены грубостью, нечистыми магнетизмами, беспокоящими

влияниями всякого рода, и неудивительно, если неподготовленный мозг,

стараясь воспринять вибрации высшего мира, будет потрясен грубыми звуками

земли.

Взгляните на Восток и вы увидите, что там эту опасность поняли и

сумели принять меры предосторожности против нее. Восточная психология

признает бессмертное я, которое собирает вокруг себя оболочку за оболочкой

и постепенно создает свои собственные орудия. Оно создает "ментальное

чело", чтобы его способность мыслить могла через этот проводник

прийти в соприкосновение с внешним миром, оно создает астральное

тело, чтобы через него его эмоции могли выразиться в физической среде,

и наконец, оно образует физическое тело, чтобы через него деятельно

проявляться в физическом мире.

В восточной психологии мы имеем дело с сознанием, которое создает

себе тела сообразно своим нарастающим потребностям. Как же достигнуть

того, чтобы Высшее Сознание могло проявляться через эти тела? Их надо

постепенно совершенствовать, утончать и подчинять контролю Высшего

Сознания, поэтому медитация и предписывается как необходимое средство.

Но, когда человек стремился соединиться с своим Высшим Сознанием

как можно быстрее, тогда ему предписывали уединиться в джунгли и временно

удалиться от земного мира. Этим он избегал влияния грубых магнетизмом

и охранял себя в уединении, куда резкие мирские вибрации не достигали,

следовательно не могли и повредиться ему. Там, в тишине лесов

и джунглей, отшельники погружались в созерцательную жизнь.

Они напрягали и облагораживали свой мозг, сосредоточивая свою мысль

и постепенно обуздывая свою низшую природу, заставляя себя созерцать с

восторженным вниманием Высшее.

Сознание, действуя сверху, отражалось — благодаря сосредоточенному

вниманию — в физическом мозгу, и, делая его постепенно все более

напряженным, настраивало его на восприятие высших вибраций без опасности

для равновесия. Далее, оно стремилось поднять низшее сознание настолько,

чтобы оно перестало отзываться на возбуждения внешнего мира. Такая

же нечувствительность к вибрациям физической сферы, которая в гипнотизме

достигается искусственными мерами, в йоге наступает благодаря

разобщению сознания от воздействия внешнего мира.

Следующим