"Йогой приведённое в
гармонию Я видит Единое Я пребывающим во всём сущем, и всё сущее
пребывает в Едином Я. Всюду оно видит одно" (VI, 29). Как странно это
должно звучать для многих людей: "всюду видеть одно!"
Неужели в святом не больше Единого Я, чем в грешнике? Неужели его не
больше в добром, чем в дурном человеке? Нет, это не так, отвечает само
Высшее Я: "Кто видит высочайшего Господа, непогибающего в погибающем,
равно пребывающего во всех существах, кто так видит, тот воистину
видит. Кто действительно видит Единого Господа, одинаково пребывающего
всюду, тот видит" (XIII, 27,28).
Это выражено очень сильно и очень ясно, так что недоразумение
невозможно. И даже после этого, как бы боясь, что учение его покажется
слишком странным и всё же будут сделаны исключения, Шри Кришна
объявляет: "Знай, что и гармоничные, и деятельные, и ленивые натуры —
все от меня" (VII, 12). Исключений нет.
Вы не можете исключить ленивых и сказать: "В вас нет Бога". Ибо и
ленивые, по его утверждению, все — от него.
Нет ни добра, ни зла по существу в природе вещей. Всё есть часть
единого. Мы превращаем вещи в хорошие или дурные по их отношению к нам
самим, и делаем это по нашему неведению, по нашему неразумию и нашим
страстям. Мы и находимся здесь для того, чтобы поняв, наконец,
единство всех вещей, мы могли бы подняться над добром так же, как и
над злом, и безраздельно пребывать в Едином.
"Жестокое учение", — говорят одни, "опасное учение", — говорят другие.
Но в то же время, как для невежественного всё кажется опасным, для
мудреца совсем не существует ничего опасного. Единство недоступно на
низших ступенях развития. Здесь оно может быть плохо понято и ложно
истолковано. На этих ступенях люди видят раздельность, а не единство.
Они видят всё обособленным, а не соединённым в Едином Теле Бога.
Каждый из них уверен, что он сам по себе, что он — действующее лицо,
и это происходит оттого, что он погружён в эгоизм.
Что человек погружается в эгоизм, это временно необходимо, ибо только
таким образом воспринимаются уроки, необходимые для проявления в нём
Единого Я, того, которое пребывает в каждом, ожидая с бесконечным
терпением, всё станет на свои места в его великом предначертании.
Господь Йоги не боится выявлять истину. Не колеблясь, он снова и снова
объявляет для тех, которые достаточно мудры, чтобы читать и понимать:
"Я пребываю в сердцах всех, и от меня исходят память м Мудрость, а
также и отсутствие их" (XV, 15).
Следовательно, не только мудрость и память, а также и отсутствие
мудрости и памяти. Девятая и десятая беседы Гиты имеют целью привести
Арджуну к видению Единого. Одно явление за другим Он объявляет как
выражающее его самого. "Я — то, я — это, я пребываю в том и этом. Я —
все Риши, все горы, все реки, все деревья и животные, ибо я есмь всё.
Частица меня самого, ставшая в мире жизни бессмертным Духом, собирает
вокруг себя чувства, из которых ум есть шестое, облачённое в материю"
(XV, 7). "Когда Господь обретает тело, а также покидая его,
заключённый в ухе, глазе осязании, вкусе, обонянии, а также и в уме,
он наслаждается предметами чувств" (XV, 8,9).
Немногие в наше время осмелятся сказать, что "Господь обретает тело и
наслаждается предметами чувств".
"Заблуждающиеся не видят его, когда он уходит, или пребывает, или
наслаждается, увлекаемый гунами, имеющие очи Мудрости, видят" (XV,
10). А чтобы люди не подумали, что всё же нечто может быть выделено
вне его, он говорит о "людях, налагающих на себя аскетические подвиги,
не предписанные Писанием", и называет их "неразумными, терзающими
элементы, из которых состоят их тела, а также и меня, пребывающего в
основе всего сущего; знай, что их решение от демонов (XVII, 5,6).
Таким образом, кто терзает своё тело, тот терзает самого Господа,
пребывающего в основе всего. Поднимаясь всё выше и выше во
всеобъемлющем единстве, он объявляет: "Я также вечное время... Я и
всепоглощающая смерть, происхождение всего грядущего" (X, 33, 34).
Всё, что есть семя всего сущего, это — я, о Арджуна, и нет ничего
движущегося или неподвижного, что могло бы существовать без меня" (X,
39). "Как единое Солнце освещает землю, так и Владыка Поля озаряет всё
поле, о Бхарата" (XIII, 33).
Такова йога. Единство всех вещей: множество, видимое в Одном.
Кто же в таком случае йог?
Тот, кто восприняв единство, живёт в нём.
Только такой человек может быть йогом.
Снова и снова это повторяется в Йога Шастре:
"Лишь тот, который в слиянии со мною" (XI, 47).