сказал Шри Кришна об этих людях, когда он приводил к одному
выводу всё, заключающееся в шестой Беседе? Он сказал: "Йог выше
аскетов, даже выше мудрецов, он выше человека действия" (VI, 46).
Совершенный йог выше идущих по тому или иному отдельному пути, он
выше, чем Джнани, чем Бхакта и Карма, ибо заключает в себе все их
особенности, обладает всеми их свойствами в полном равновесии, ни
одним из них не больше и ни одним из них не меньше. Он научился
одновременно праведно мыслить, праведно желать и праведно действовать,
и потому он выше тех, которые преимущественно мудры, или исключительно
преданны, или особенно деятельны. Он их всех соединяет в себе.
"Поэтому будь йогом, о Арджуна" (VI, 46).
Лекция IIIМЕТОДЫ ЙОГИ
Мы рассматривали в прошлой беседе природу йоги, а также средства для
достижения её. Как достигнуть йоги? Изучая её суть, мы убедились, что
суть эта состоит в осуществлении единства. Истинный йог стоит на
незыблемой скале, и из сознания единства исходит всё его действие.
А так как этот устойчивый центр, это равновесие достигается с
величайшим трудом, не удивительно, что первой мыслью Арджуны было
сознание великой трудности такого равновесия. Ему казалось невозможным
оставаться спокойным среди вихря жизни, и отсюда его вопрос, который
задаётся, по-видимому, всеми ищущими. И каждый из них испытывает одно
и то же горькое чувство, что именно перед ним становится эта
трудность, только его путь так тяжел, что он тяжелее всех других
путей. "Для этой йоги, которая, по твоим словам достигается душевным
равновесием, о Мадхусудана, я не вижу прочного основания ввиду
тревожности ума, ибо ум воистину беспокоен, о Кришна, он бурный,
упорный и трудно сдерживаемый. Мне думается, его так же трудно
обуздать, как трудно сдержать ветер" (VI, 33,34). Ответ следует
немедленно: "Без сомнения, о мощно вооруженный, ум беспокоен и его
трудно обуздать. Но его можно покорить постоянным упражнением и
бесстрастием. Йога трудно достигается, думается мне, человеком,
который не овладел своим Я, но кто покорился Высшему Я, тот без труда
достигает её верно направленной энергией" (II, 35,36). Это постоянно
повторяемый ответ Учителя Йоги на постоянно повторяющиеся сомнения
ученика. Каждый из нас знает, до чего трудно подчинить ум, как трудно
его сдержать. Чем больше мы стараемся обуздать его, тем более
неудержимым кажется он в своих вечных переменах. И всё же Господь Йоги
объявляет, что возможно достигнуть внутреннего равновесия, и он даёт
два указания: постоянное упражнение и бесстрастие. Вы помните, что он
дает такой совет: "Сколько бы раз тревожный и непостоянный ум ни
рассеивался, обуздывай его каждый раз и подчиняй его своему Я" (VI,
26). В этом и состоит постоянное упражнение, и без этого невозможно
равновесие; и это естественно, ибо в течение многих тысячелетий ум
привык разбегаться по всем направлениям. И эта беспокойная деятельность
ума будет служить признаком его развития до тех пор, пока он не
поднимется на высшую ступень. На низших ступенях эволюции ум остается
равнодушным и дремлющим внутри человека, пока его не пробудит то или
другое сильное физическое желание; и только позднее, вместе с
прогрессом человека, ум становится тревожным и деятельным. На
высшей ступени является новая задача — привести всю эту тревожную
деятельность к спокойствию, к равновесию, что достигается только
постоянным упражнением, великим терпением и неутомимой настойчивостью.
Пусть стремящийся к йоге подражает великому терпению, которое
составляет свойство ученого на Западе. Пусть он подражает той
несравненной настойчивости, с которой ученый целыми годами производит
один и тот же опыт, пока не рассеются все его сомнения и результат не
выяснится для него вполне. Совершенно такое же терпение требуется от
йога, потому что йога — такая же наука и подчиняется таким же законам.
Но именно потому, что она подчиняется законам, она вполне надежна. А
так как закон в данном случае состоит в том, что постоянное упражнение
создает привычку, а привычка строит характер, то можно быть вполне
уверенным, что последствием постоянных усилий будет спокойный и
уравновешенный характер. Что касается средств для достижения этой
цели, то они для каждого человека неодинаковы; и потому Шри Кришна
говорит о различных методах, хотя он и не разделяет их определённо и
быстро переходит от одного метода к другому. В одном стихе говорится
об одном методе, в следующем — о другом, и требуется очень
внимательное изучение, чтобы каждый из них поставить