тела".
Тогда делается второй шаг. Человек удерживает себя силою. Его желания
стремятся погрузить его снова в наслаждения чувств, ибо "вкус" к ним
сохраняется, но он удерживает их железной рукой, и тогда желание
превращается в волю и вместо того, чтобы привлекаться извне, оно
подчиняется руководству изнутри. И тогда, из этого насильственного
воздержания, из этого отворачивания от объекта желания перед
"воздержанным обитателем" тела, среди всей тщетной жажды его чувств,
появляется видение Брахмана, "верховной радости за пределами чувств"
(VI, 21). И когда видение Высочайшего занимается перед "воздержанным
обитателем тела", тогда и вкус к объектам "исчезает у того, кто узрел
Брахмана". Желание умирает, побежденное более могучим стремлением. С
видением Высочайшего, который делается единственным объектом желания,
все низшие объекты теряют свою привлекательную силу. Сохраняется
только влечение к раскрывшемуся Единому, тогда как прежде Единый
скрывался под множественностью желанных объектов. Это всепоглощающее
желание отнимает всякий вкус к преходящим предметам, и тогда возникает
настоящая Йога Отречения: "Знай, о Пандава, то, что именуется
отречением, и есть йога. Не может стать йогом тот, кто не отказался от
образующей воли (руководимый воображением, а не познанием Воли
Единого) ... Достигшим единения именуется тот, кто, отрешившись от
образующей воли, не привязан ни к чувственным предметам, ни к
деятельности" (VI, 2, 4).
"Уравновешенный Йогой Отречения, — говорит Господь, — ты сам придешь
ко мне..." (IX, 28). И далее: "Отречение от деятельности, порожденной
желаниями, мудрецы называют отречением" (XVIII, 2). Отречение от
желаний и есть йога Отречения, путь Любви (Бхакти Марга), и этот путь
делается легким, раз человек узрел Единого.
Йога Отречения имеет много общего с йогой Жертвы и нередко смешивается
с ней. И действительно, обе так часто сливаются в учении о йоге, что
легче рассматривать их вместе, чем порознь.
А между тем есть разница, которая отличает один путь от другого. Ибо
на первом, на пути Отречения, мотивом служит любовь к Богу, дача себя
ему, желание, устремленное на него одного. Всё остальное теряет свою
силу, как бы исчезает из фокуса внимания, становится смутно видимым.
Он "отказался от всех вожделений сердца, о Партха, и, углубившись в
себя, нашел удовлетворение в Божественном Я" (II, 55). Счастье найдено
в едином объекте, и прозрение в его природу даёт жизни её привлекательность.
И тогда он "обретает мир" (II, 64).
С другой стороны, на пути Карма Марга, в йоге Жертвы, меняется мотив
действия. Перемена происходит не в направлении желания, но в том духе,
в каком совершается действие. Это — жертва, действие, совершённое как
жертва, что и служит характерной чертой Карма Марга.
Для того, чтобы вступить на путь Бхакти, человек должен совсем
отказаться от удовлетворения желаний, которые возникают в его сердце.
Лучшим путем для этого служат постоянные, ежедневные усилия стать
равнодушным к радостям и страданиям.
Но этого нельзя достигнуть сразу: нужно, когда радость приходит, не
допускать, чтобы эта радость поглощала вас, ибо вы не стремитесь
развивать в себе силу желания, силу влечения к объектам, но хотите
повернуть ваше желание к Богу. Точно так же, когда приходит страдание,
не позволяйте ему поглощать вас и вспоминайте, что страдание — также
лишь преходящее явление. Сохраняйте воспоминание о страдании посреди
радости, а воспоминание о радости среди страдания. И тогда станет
возможным "признать равными радость и скорбь, достижение и неудачу"
(II, 38). Сливайте их своем сознании. Вспоминайте, что то и другое —
лишь две стороны одного и того же аспекта Единого Я, аспекта воли
(Иччха), и ни то, ни другое не может быть постоянно, оба преходящи, и
они следуют одно за другим, как день за ночью, появляясь и исчезая
постоянно. "Соприкосновения с материей, о сын Кунти, бросают в холод и
жар, доставляют наслаждение и страдание. Эти ощущения преходящи, они
налетают и исчезают, выноси их мужественно, о Бхарата" (II, 14).
Научитесь соединять то и другое в мыслях и в жизни, стремитесь
распознавать элементы страдания в радости и элементы радости в
страдании и делайте это до тех пор, пока внутри вас не установится
равновесие и вы не перестанете отвращаться от того, что приносит боль,
и стремиться к тому, что преходяще. Когда же придёт радость, примите
её, и когда придет скорбь, примите и её. А когда радость и скорбь
отсутствуют, не стремитесь к ним (XIV, 22). Вы