А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

свою миссию так: "Я — время,

что несёт отчаяние в мир; что истребляет всех людей, являя свой закон

на их земле. Никто из воинов, которые, готовясь к битве, строились в

ряды, не ускользнёт от смерти. Ты один не перестанешь жить" (XI, 32).

Час пробил на поле Курукшетра: борьба за преобладание кончилась

разрушением двух царств, и это было часом рождения современной Индии.

Сила её была сломлена, и сделались возможными вторжения народов.

Появился Александр Македонский. Он пронёсся по ссеверной Индии, и

армии его вернулись в Грецию, обогащённые восточной мыслью. А затем,

волна за волной, монголы, тюрки и другие народы, исповедующие ислам,

пронеслись над ней, и кончилось тем, что на троне Юдиштиры воссел

монгольский властитель. А ещё позднее представители европейских наций,

одни за другими, домогались власти над Индией. Все её оплоты пали.

Настало время её крестного страдания. И это страдание длилось

несколько веков. Но это страдание и это унижение, это распятие народа

— лишь одна часть повести Спасителя мира. После распятия следует

воскресение так же неизбежно, как день следует за ночью. И если

посмотреть на всё совершившееся зрячими глазами, не замутившимися

состраданием, мы увидим, что каждая волна иноплемённого нашествия в

действительности не уничтожала Индию, а взяв от неё сокровища её духа

и оплодотворив им свою страну, она также оставляла в Индии новые

представления, свежие идеи и этим обогащала и душу самой Индии. Любовь

и Мудрость Аватара, направляющая события мира, превращает кажущееся

зло в непрекращающееся благо. Эта Любовь и Мудрость ведёт избранный

народ через долину страдания и горького уничижения для того, чтобы

очищенный страданием и обогащённый опытом, он мог восстать, сильный и

светлый, в день Воскресения, дабы разносить свет по всему миру, а не

светить только одному себе.

Таков был смысл появления Шри Кришны, и такова была Его миссия.

Изучая его историю, мы выносим ещё один урок. Мы знаем, что

Господь Любви и Мудрости, хотя и знал, что война и гибель для воинов

неизбежны, хотя он провидел всё будущее и судил нее человеческим

судом, видящим только ближайшие последствия, он всё же сделал

всё возможное, чтобы люди избежали войны и праведными средствами

поддержали порядок своей жизни. Он делал это, чтобы исполнен был

долг, зная, что все усилия, направленные к хорошей цели, никогда не

бывают потеряны, что правильные действия должны быть совершаемы

постоянно, хотя бы их ожидала неизбежная неудача. Эти усилия Шри

Кришны хотя и разбились о самодовольство Дурьёдханы, они не погибли,

а пошли — как часть — в ту добрую силу, которая со временем вызовет

вселенский мир, когда уроки от войны уже не понадобятся больше

и белые крылья мира развернутся над успокоенной землёй.

Теперь перейдём к самому повествованию. Когда заря занялась над полем

битвы, и Арджуна занял место на своей боевой колеснице, запряжённой

белыми конями, рядом с Божественным Возничим, он почувствовал, как

сердце его сжалось. Он увидел друзей и родственников по обе стороны,

более того, своих собственных учителей Бхиму и Дрону во главе своих

врагов. Какое сердце не пришло бы в смятение при виде такого

столкновения противоречивых обстоятельств?

Прежде чем начать битву на поле Курукшетра, в сердце Арджуны должна

была совершиться ещё одна битва. И пока эта битва бушевала, он был в

смятении, унынии и не мог разобраться в своей дхарме. Что ему делать?

Неужели сохранение царского достоинства было достаточной ценой за

гибель близких? Зачем корона, когда сердце разбито? С истинным

предвидением проносилось перед его внутренним взором всё страдание,

которое ожидало и победителей, и побеждённых, когда в опустелом дворе

он тщетно будет искать своих возлюбленных близких, товарищей своего

счастливого детства. Эта тень грядущего спустилась тяжёлым гнётом на

его любящее сердце. "О Мадхусудана, как я направлю стрелы на Бхиму и

Дрону, на тех, которое достойны глубокого почитания? Воистину, лучше

питаться подаянием, как нищий, чем убивать этих великих гуру. Убив их,

я буду есть пищу, обагрённую кровью." (II, 4,5). И все его рассуждения

были правильны. Его идеи о смешении каст, о постепенном угасании

дхармы, которое последует за битвой на Курукшетре, были верны. История

подтвердила их, дхарма действительно пришла в упадок, и смешение каст

совершилось на самом деле. Следовательно, он видел правильно, но

недостаточно далеко. Непосредственное будущее он видел ясно и

правильно, и слова его, с ограниченной точки зрения, были воистину

"словами