свою миссию так: "Я — время,
что несёт отчаяние в мир; что истребляет всех людей, являя свой закон
на их земле. Никто из воинов, которые, готовясь к битве, строились в
ряды, не ускользнёт от смерти. Ты один не перестанешь жить" (XI, 32).
Час пробил на поле Курукшетра: борьба за преобладание кончилась
разрушением двух царств, и это было часом рождения современной Индии.
Сила её была сломлена, и сделались возможными вторжения народов.
Появился Александр Македонский. Он пронёсся по ссеверной Индии, и
армии его вернулись в Грецию, обогащённые восточной мыслью. А затем,
волна за волной, монголы, тюрки и другие народы, исповедующие ислам,
пронеслись над ней, и кончилось тем, что на троне Юдиштиры воссел
монгольский властитель. А ещё позднее представители европейских наций,
одни за другими, домогались власти над Индией. Все её оплоты пали.
Настало время её крестного страдания. И это страдание длилось
несколько веков. Но это страдание и это унижение, это распятие народа
— лишь одна часть повести Спасителя мира. После распятия следует
воскресение так же неизбежно, как день следует за ночью. И если
посмотреть на всё совершившееся зрячими глазами, не замутившимися
состраданием, мы увидим, что каждая волна иноплемённого нашествия в
действительности не уничтожала Индию, а взяв от неё сокровища её духа
и оплодотворив им свою страну, она также оставляла в Индии новые
представления, свежие идеи и этим обогащала и душу самой Индии. Любовь
и Мудрость Аватара, направляющая события мира, превращает кажущееся
зло в непрекращающееся благо. Эта Любовь и Мудрость ведёт избранный
народ через долину страдания и горького уничижения для того, чтобы
очищенный страданием и обогащённый опытом, он мог восстать, сильный и
светлый, в день Воскресения, дабы разносить свет по всему миру, а не
светить только одному себе.
Таков был смысл появления Шри Кришны, и такова была Его миссия.
Изучая его историю, мы выносим ещё один урок. Мы знаем, что
Господь Любви и Мудрости, хотя и знал, что война и гибель для воинов
неизбежны, хотя он провидел всё будущее и судил нее человеческим
судом, видящим только ближайшие последствия, он всё же сделал
всё возможное, чтобы люди избежали войны и праведными средствами
поддержали порядок своей жизни. Он делал это, чтобы исполнен был
долг, зная, что все усилия, направленные к хорошей цели, никогда не
бывают потеряны, что правильные действия должны быть совершаемы
постоянно, хотя бы их ожидала неизбежная неудача. Эти усилия Шри
Кришны хотя и разбились о самодовольство Дурьёдханы, они не погибли,
а пошли — как часть — в ту добрую силу, которая со временем вызовет
вселенский мир, когда уроки от войны уже не понадобятся больше
и белые крылья мира развернутся над успокоенной землёй.
Теперь перейдём к самому повествованию. Когда заря занялась над полем
битвы, и Арджуна занял место на своей боевой колеснице, запряжённой
белыми конями, рядом с Божественным Возничим, он почувствовал, как
сердце его сжалось. Он увидел друзей и родственников по обе стороны,
более того, своих собственных учителей Бхиму и Дрону во главе своих
врагов. Какое сердце не пришло бы в смятение при виде такого
столкновения противоречивых обстоятельств?
Прежде чем начать битву на поле Курукшетра, в сердце Арджуны должна
была совершиться ещё одна битва. И пока эта битва бушевала, он был в
смятении, унынии и не мог разобраться в своей дхарме. Что ему делать?
Неужели сохранение царского достоинства было достаточной ценой за
гибель близких? Зачем корона, когда сердце разбито? С истинным
предвидением проносилось перед его внутренним взором всё страдание,
которое ожидало и победителей, и побеждённых, когда в опустелом дворе
он тщетно будет искать своих возлюбленных близких, товарищей своего
счастливого детства. Эта тень грядущего спустилась тяжёлым гнётом на
его любящее сердце. "О Мадхусудана, как я направлю стрелы на Бхиму и
Дрону, на тех, которое достойны глубокого почитания? Воистину, лучше
питаться подаянием, как нищий, чем убивать этих великих гуру. Убив их,
я буду есть пищу, обагрённую кровью." (II, 4,5). И все его рассуждения
были правильны. Его идеи о смешении каст, о постепенном угасании
дхармы, которое последует за битвой на Курукшетре, были верны. История
подтвердила их, дхарма действительно пришла в упадок, и смешение каст
совершилось на самом деле. Следовательно, он видел правильно, но
недостаточно далеко. Непосредственное будущее он видел ясно и
правильно, и слова его, с ограниченной точки зрения, были воистину
"словами