А. Безант

Комментарии к Бхагавад-гите

здесь в нескольких

словах. Великий план не может быть изменён. Вам даётся возможность

содействовать ему. Если же вы, побуждаемые своим прошлым к содействию,

сопротивляетесь в настоящем, считая себя действующим лицом вместо

того, чтобы отдаться в руки великого Архитектора, и говорите: "Я не

хочу биться. Я не хочу исполнять свой долг. Я не хочу совершать своей

задачи", вы этим готовите себе дурное будущее. ибо вы выбираете

неверность своему долгу, а внутренний выбор определяет будущее, как

выбор в прошлом определяет настоящее. План будет исполнен, но эгоизм,

в котором вы пребывали, отзовётся гибелью, хотя бы вы и были вынуждены

внешним образом подчиняться предначертанному плану.

Так познал Арджуна "Великое Раскрытие", и всё его отношение к внешнему

миру изменилось. Он понял отныне, что означает История. Он понял

неизменность божественного плана и какую роль играют в нём

индивидуальности, которые оказались достойными содействовать могучему

Предначертанию. Он узнал, что Шри Кришна являет собой то, что мы

называем "время", — Время, сметающее народы. "И потому сражайся". Ибо

пришло время для блага всего человечества, чтобы эти мешающие элементы

были сметены, и "поэтому сражайся". "Моей волей они уже поражены (XI,

33), ты дай лишь внешний вид, т. е. будь орудием, будь мечом. Слова

Кришны означают: "Они уже поражены, и поражение означает для них

освобождение. Они сейчас являются препятствием, помехой. Смерть есть

их друг, их освобождение, а не враг их. Умирая, они придут ко мне,

своему живому Господу, они все спешно устремились в отверстые уста

мои". (XI, 27), и их тела погибают для того, чтобы одушевляющая их

жизнь могла вырастать. "Зная, что я — Время, зная, что план верен и

цель несомненна, ты должен сражаться". Арджуна понял. Послушайте, что

он говорит: Разрушено моё заблуждение. Через твою благость, о

Неизменный, я достиг познания. Я твёрд. Мои сомнения унеслись от меня.

Я поступлю по твоему слову." (XVIII, 73). Он понял, что означает

история. Он постиг значение плана и значение действующего лица. Он

узнал, что если он и сражается, то только как орудие Всемудрого и

Всеблагого. Он перестал думать о друзьях и врагах, о личных

привязанностях. В чудесах этого великого раскрытия он постиг, что всё

направляется господом, который делает всё к лучшему, избирая всегда

кратчайшую дорогу. Постигнув это, он радостно бросается к его ногам:

"Унеслись мои сомнения, я буду сражаться!".

То же происходит и в истории человечества. И если мы в состоянии

постигнуть Дух великого раскрытия, действующий за покрывалом, и

значение маленьких жизней, действующих по эту сторону покрывала, смысл

их содействия и их взаимных отношений, тогда мы будем в каждой борьбе

стоять на надлежащем месте и сражаться без сомнения, без иллюзии и без

страха. Истинный Воин, Тот, который действительно сражается, не может

ошибиться. Мы же — только клетки в его теле, и наши воли должны

действовать в гармонии с его волей. Уничтожение иллюзий нужно для

того, чтобы наша деятельность не парализовывалась сомнением, этим

роковым врагом всякой деятельности. Сомнение подтачивает мужество —

оно опустошает душу.

Необходимое в своё время как ступень знания, оно разрушает здоровую

связь между жизнью и действием, если длится более чем нужно и делается

постоянным свойством человека.

"Сомневающийся идёт к погибели. Для сомневающегося нет ни этого, ни

иного мира, ни счастья" (IV, 40). Поэтому "сражайся!" — вот постоянный

припев. поймите его, чтобы правильно действовать.

Перед нами раскрытие исторического процесса. Примените его к борьбе,

происходящей в данное время между нациями, вглядитесь сквозь покрывало

в реальный смысл этой борьбы, и вы всюду увидите великого Аватара,

направляющего все события и действующего с заранее намеченной целью.

Мы разобрали исторический урок. Каков же другой урок, урок

аллегорический?

Очевидно, столкновение между низшим манасом, раскрывающимся умом,

символизируемым Арджуной, и камой, страстной природой, символизируемой

родственниками, предводительствуемыми Дурьёдханой, которые воплощают в

себе все нити и связи прошлого. Арджуна является здесь низшим разумом,

непросветлённым, сомневающимся, вопрошающим, переходящим из стороны в

сторону, неуверенным в себе, всегда ставящим вопросы, а получая ответы

— не понимающем их, никогда не разбирающим, что является в

действительности самым лучшим. Мы имеем здесь тип непросветлённого

манаса, и именно к нему обращался Учитель, когда говорил: "Для

сомневающегося