здесь в нескольких
словах. Великий план не может быть изменён. Вам даётся возможность
содействовать ему. Если же вы, побуждаемые своим прошлым к содействию,
сопротивляетесь в настоящем, считая себя действующим лицом вместо
того, чтобы отдаться в руки великого Архитектора, и говорите: "Я не
хочу биться. Я не хочу исполнять свой долг. Я не хочу совершать своей
задачи", вы этим готовите себе дурное будущее. ибо вы выбираете
неверность своему долгу, а внутренний выбор определяет будущее, как
выбор в прошлом определяет настоящее. План будет исполнен, но эгоизм,
в котором вы пребывали, отзовётся гибелью, хотя бы вы и были вынуждены
внешним образом подчиняться предначертанному плану.
Так познал Арджуна "Великое Раскрытие", и всё его отношение к внешнему
миру изменилось. Он понял отныне, что означает История. Он понял
неизменность божественного плана и какую роль играют в нём
индивидуальности, которые оказались достойными содействовать могучему
Предначертанию. Он узнал, что Шри Кришна являет собой то, что мы
называем "время", — Время, сметающее народы. "И потому сражайся". Ибо
пришло время для блага всего человечества, чтобы эти мешающие элементы
были сметены, и "поэтому сражайся". "Моей волей они уже поражены (XI,
33), ты дай лишь внешний вид, т. е. будь орудием, будь мечом. Слова
Кришны означают: "Они уже поражены, и поражение означает для них
освобождение. Они сейчас являются препятствием, помехой. Смерть есть
их друг, их освобождение, а не враг их. Умирая, они придут ко мне,
своему живому Господу, они все спешно устремились в отверстые уста
мои". (XI, 27), и их тела погибают для того, чтобы одушевляющая их
жизнь могла вырастать. "Зная, что я — Время, зная, что план верен и
цель несомненна, ты должен сражаться". Арджуна понял. Послушайте, что
он говорит: Разрушено моё заблуждение. Через твою благость, о
Неизменный, я достиг познания. Я твёрд. Мои сомнения унеслись от меня.
Я поступлю по твоему слову." (XVIII, 73). Он понял, что означает
история. Он постиг значение плана и значение действующего лица. Он
узнал, что если он и сражается, то только как орудие Всемудрого и
Всеблагого. Он перестал думать о друзьях и врагах, о личных
привязанностях. В чудесах этого великого раскрытия он постиг, что всё
направляется господом, который делает всё к лучшему, избирая всегда
кратчайшую дорогу. Постигнув это, он радостно бросается к его ногам:
"Унеслись мои сомнения, я буду сражаться!".
То же происходит и в истории человечества. И если мы в состоянии
постигнуть Дух великого раскрытия, действующий за покрывалом, и
значение маленьких жизней, действующих по эту сторону покрывала, смысл
их содействия и их взаимных отношений, тогда мы будем в каждой борьбе
стоять на надлежащем месте и сражаться без сомнения, без иллюзии и без
страха. Истинный Воин, Тот, который действительно сражается, не может
ошибиться. Мы же — только клетки в его теле, и наши воли должны
действовать в гармонии с его волей. Уничтожение иллюзий нужно для
того, чтобы наша деятельность не парализовывалась сомнением, этим
роковым врагом всякой деятельности. Сомнение подтачивает мужество —
оно опустошает душу.
Необходимое в своё время как ступень знания, оно разрушает здоровую
связь между жизнью и действием, если длится более чем нужно и делается
постоянным свойством человека.
"Сомневающийся идёт к погибели. Для сомневающегося нет ни этого, ни
иного мира, ни счастья" (IV, 40). Поэтому "сражайся!" — вот постоянный
припев. поймите его, чтобы правильно действовать.
Перед нами раскрытие исторического процесса. Примените его к борьбе,
происходящей в данное время между нациями, вглядитесь сквозь покрывало
в реальный смысл этой борьбы, и вы всюду увидите великого Аватара,
направляющего все события и действующего с заранее намеченной целью.
Мы разобрали исторический урок. Каков же другой урок, урок
аллегорический?
Очевидно, столкновение между низшим манасом, раскрывающимся умом,
символизируемым Арджуной, и камой, страстной природой, символизируемой
родственниками, предводительствуемыми Дурьёдханой, которые воплощают в
себе все нити и связи прошлого. Арджуна является здесь низшим разумом,
непросветлённым, сомневающимся, вопрошающим, переходящим из стороны в
сторону, неуверенным в себе, всегда ставящим вопросы, а получая ответы
— не понимающем их, никогда не разбирающим, что является в
действительности самым лучшим. Мы имеем здесь тип непросветлённого
манаса, и именно к нему обращался Учитель, когда говорил: "Для
сомневающегося