Е. П. Блаватская. Голос Безмолвия. Семь врат. Два пути.
ГОЛОС БЕЗМОЛВИЯ
СЕМЬ ВРАТ
ДВА ПУТИ
——————————
ОТРЫВКИ ИЗ "КНИГИ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ"
обнародовано Е. П. Блаватской
перевод с английского Е. Ф. Писаревойпод редакцией K. Z.
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
При передаче этой жемчужины восточной мистики меня вдохновляла не только
возвышенная красота ее содержания, но и сознание, что на мою долю выпадает
честь и счастье передать впервые на русском языке произведение замечательной
русской женщины, которая и до сих пор остается совершенно непонятой
своими соотечественниками.
На долю Елены Петровны Блаватской выпала тяжелая участь не только жить и
умереть непризнанной и оклеветанной на своей родине, которую она горячо
любила, но и после смерти не найти защитников, которые бы открыто
вступились за нее и очистили бы ее доброе имя от незаслуженных нареканий.
Правда, в настоящее время у Елены Петровны есть и на родине горячие друзья
и убежденные единомышленники, безгранично благодарные ей за тот светлый
мир широко раздвинувшихся духовных горизонтов и за те высокие вдохновения,
которыми они обязаны ей; но раскрыть перед миром ее истинную суть и дать
верную оценку ее свойств, нужны новые приемы исследования, которыми еще не
владеет западная психология. Дать верную биографию Е. П. Блаватской еще
не настало время: европейская наука не дает ключа к разгадке ее
необыкновенных психических сил. А пока не настанет это время, единственно
верное указание на истинное значение Е. П. Блаватской могут дать только
плоды ее деятельности; разъяснения же ее внутренней сути следует искать в
ее учениях, где она является истинным воином Духа: в многочисленных книгах
и статьях, появившихся в период 1875-1891 г. в трех частях света, Елена
Петровна неустанно призывала к духовности, к освобождению мысли из-под
гнета внешних форм, к широкой терпимости, к осуществлению единства и
братства между людьми и народами; с пламенным энтузиазмом утверждала она
божественность человеческой природы и возможность общения с высшими
мирами; с неукротимой энергией боролась она с заполнившим мир
материализмом и со всем, что угашает дух. Именно эта неукротимая энергия,
неспособная на компромиссы и осторожность, никогда не останавливавшаяся в
своей смелой борьбе перед возможностью личных тяжелых последствий, и
породила столько вражды против Елены Петровны. Но эти же свойства
создавали ей и безгранично преданных учеников и последователей, которые
свято чтут ее память. И до сих пор в Западной Европе встречаются люди,
лично знавшие ее и с воодушевлением вспоминающие ее очарование как
собеседницы, могучую силу ее духовного влияния на всех, кто подходил
к ней с доверием, и то удивительное соединение титанической натуры с
необыкновенной искренностью и незлобливостью, которое придавало ей такую
яркую оригинальность.
Если же обратиться к плодам ее деятельности, то их нужно искать прежде
всего в Возрождении древнего Востока, которое выражается в растущем
интересе к его духовному творчеству, и в серьезном изучении всех сторон
этого творчества, которое началось в Англии и постепенно распространяется
на все культурные страны; плоды эти сказались в ожившем интересе к
вопросам религии и мистики, давшем животворящий толчок засыхающей в
безотрадном материализме западной мысли; и в деятельности Теософского
общества, созданного Еленой Петровной как "ядро будущего всемирного
Братства", которое не только не умерло, а крепнет и обнаруживает
энергичную духовную жизнь, выражающуюся и в многолюдных конгрессах, и в
богатой литературе (одних теософских журналов выходит на всех языках более
50). Но и это не все. В своей "Тайной Доктрине"* Е. П. Блаватская
сделала первую попытку — какой не сделал еще никто — дать синтез
научной, философской и религиозной мысли всех времен и народов. Перед
такими плодами должна бы умолкнуть всякая вражда и возникнуть
глубокое уважение к необыкновенным силам той души, которая смогла дать
такой сильный толчок человеческой мысли.
__________
* Тайная Доктрина (The Secret Doctrine, the Synthesis of Science,
Religion and Philosophy), написанная Е. П. Блаватской, вышла в первый
раз в Лондоне в 1893 г. Второе английское издание вышло в 1903 г., а
третье — в 1905 г. Произведение это состоит из трех томов большого
формата, около 2300 страниц убористого шрифта; указатель одних терминов,
встречающихся в Тайной Доктрине, составляет отдельный том в 326 страниц.
Станцы Дзиан, бывшие до обнародования их Е. П. Блаватской совершенно
неизвестны